all about classical guitar  
line decor
   классическая гитара
line decor
 

 


 

 

 
 
выбор гитары и уход за ней

1)Характеристика гитар

Среди щипковых инструментов шестиструнная гитара занимает совершенно особое место, обладая самыми разнообразными качествами. Одно из главных- удачное сочетание мелодической стороны с гармонической. Благодаря этому гитара является самостоятельным сольным инструментом с разнообразными красками звучания и одновременно с этим богатым аккомпанирующим инструментом: она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, мандолину, образуя с этим инструментами удачные темборные сочетания, а также играет существенную роль в так называемом неаполитанском ансамбле. По характеру своему гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий и приятный фон. Эта роль гитары, в свое время оцененная по заслугам видными композиторами, находит отражение в работе по переложению для гитары классических вокальных произведений русских и зарубежных композиторов. После фортепиано гитара, несомненно, самый подходящий для аккомпанемента инструмент, являясь так сказать «маленьким фортепиано», к тому же дешевым и портативным.
Разумеется, у гитары, как и у всякого другого инструмента, имеются свои и свои ограничения технических возможностей. К числу их относятся сравнительно тихий звук и малая его длительность. Однако правильной постановкой, хорошо разработанным тоном и качеством самого инструмента можно эти ограничения значительно уменьшить.

2)КАК ВЫБИРАТЬ ГИТАРУ ПРИ ПОКУПКЕ

Придя в магазин, вы увидите самые разнообразные гитары, различных ценовых категорий (разброс цен составляет от 50 до 1000 долларов и более).Тем, у кого есть средства на покупку дорого инструмента (скажем, от 500 долларов и выше), надо лишь прислушаться к собственному внутреннему голосу, остановив свой выбор на гитаре, понравившейся (по цвету, форме, размеру) более всего. Дорогая гитара будет звучать превосходно, вызывая при игре чувство глубочайшего удовлетворения. Но правда заключается в том, что учиться играть можно на любом, самом простом инструменте. Лишь бы этот инструмент подходил по размеру и был РАБОЧИМ (об этом пойдёт речь в главе «Доводка гитары до рабочего состояния»). А сейчас, чтобы не купить бракованную гитару (или обменять её, если гитара уже куплена), произведём её осмотр.
В первую очередь проверим сохранность кузова: нет ли трещин, повреждений, не проклеенных стыков.
Далее, проверим, а прямой ли гриф у этого инструмента. Для этого вскинем гитару, будто ружьё (и вы изготовились для стрельбы), скользнув взглядом вдоль боковой линии грифа (Рис.1). Эта линия, от начала грифа (у резонаторного отверстия) до конца (у головки гитары), должна быть прямой, без каких-либо видимых отклонений. И если есть хотя бы малейший намёк на искривление грифа, просите показать другой инструмент. (Гитару с кривым грифом невозможно отстроить. Кроме того, она лишена, при прижатии струн в определённых местах грифа, чистого тона звучания).
Ещё один важнейший момент. Посмотрите, не выходят ли крайние струны  за пределы плоскости грифа (0первая и шестая струна отмечены цифрой «1» и «6» в кружочке). Если выходят, откладывайте этот инструмент в сторону: на нём играть нельзя, потому что не удастся прижать крайние струны. Этот дефект хорошо заметен в самом конце грифа, у резонаторного отверстия. Расстояние от края грифа до первой струны (справа) и расстояние от края грифа до шестой струны (слева) должно быть одинаковым (как, например, на Рис.2) и составлять приблизительно 5 мм.
Следующий недостаток изготовления затрагивает только  акустические свойства гитары и никак не связан с техникой исполнения. Речь идёт о нарушении баланса частот, дефекте, который невозможно выправить при помощи увеличения – снижения громкости извлекаемых звуков. Самых распространённых нарушений баланса звучания – два: 1 – «Срезание» верхних частот. Проявляет себя при игре на первой, второй струне и выражается в снижении громкости извлекаемых звуков по мере продвижения к концу грифа (в направлении резонаторного отверстия);  2 – Преобладание низких частот. Выражается во всеобъемлющем звучании шестой и пятой струны, напрочь поглощающем звуки, извлекаемые на других струнах. Каким должно быть сбалансированное звучание? –  С одной стороны, первая и вторая струна должны звучать достаточно ярко на фоне звучания остальных струн (в любом месте грифа). А с другой стороны, звучание шестой и пятой струны не должно быть настолько гулким, чтобы «забивать» звуки, извлекаемые на первой и второй струне. Понимаю, что данный дефект способен обнаружить только тот, кто уже умеет играть. Но, всё же, этот недостаток существует, и я обязан о нём сообщить.
Осмотрев кузов и гриф, проверьте, достаточно ли плавной и бесшумно работают колковые механизмы? Только после этого можно купить гитару, не забыв сохранить, на всякий случай, чек.

3) Уход за инструментом. Струны для гитары

Конструктивные особенности гитары требуют аккуратного с ней обращения, ухода и хранения. Хранить гитару желательно в футляре или матерчатом чехле, в сухом и прохладном месте, подальше от окна или источника тепла. Если гитара принесена с мороза, ей дают нагреться до комнатной температуры, удаляют влагу (испарину) с корпуса и струн мягкой тканью. Только затем на ней можно играть.
Нельзя ставить гитару без поддержки на пол, стул, стол и другие предметы мебели, откуда она может непроизвольно упасть. Берут гитару и держат во время осмотра за шейку грифа или обечайку. Особенно бережного отношения к себе требует верхняя дека, которая находится в напряженном состоянии и очень чувствительна к механическим воздействиям (ударам, толчкам и др.), а её лаковое покрытие (полировка) от частого прикосновения пальцев теряет свежесть окраски, приобретая со временем неопрятный вид.

Червячная передача механизма колков должна систематически смазываться машинным (швейным или др.) маслом. Ремонт гитары желательно производить в специализированных мастерских по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов.

Гитару необходимо держать в футляре, так как это предохраняет ее от механических повреждений, а также от сырости, резкого колебания температуры, вредно влияющих на дерево и лак. Если нет футляра, следует держать инструмент закрытым, сделав для него из подходящего материала чехол, предохраняющий от пыли. Не следует держать инструмент вблизи отопительных приборов, у окна (на солнце) или открывать форточку, не закрыв предварительно инструмент чехлом, так как отрезкой перемены температуры и влажности его может покоробить, разорвать деки и обечайки.
Нужно принять за правило после игры тщательно протирать гриф, струны и корпус мягкой и сухой тряпкой, а перед игрой мыть руки. Это правило особенно необходимо соблюдать тем, у кого потеют пальцы, так как пот разрушительно действует на жильные струны, а металлические покрываются ржавчиной.
На гитаре обычно применяются струны двух видов: жильные (кишечные) для 1-й, 2-й и 3-й струн и шелковые, обвитые тонкой проволочной канителью, для 4-й, 5-й и 6-й струн. Отдельные струны каждого вида отличаются друг от друга толщиной и , следовательно, различным характером звука. Толщина каждой отдельной струны должна быть строго равномерной по всей ее длине, что всегда можно определить струномером и на ощупь. Натянув струну, нужно следить за ровностью ее колебаний в открытом строю и за точностью октавы на VII ладу. В случае, если струна колеблется неровно, повышает или понижает, нужно попытаться перевернуть ее другим концом. Если это не поможет,- струна не годится. Нужно заменить, что жильные струны и шелковые баски, помимо присущей им мягкости звука, позволяют раскрыть действительный тембр гитары.

 

 

 
 

новости:
25 .05.2006 появился новый раздел сайта - музыкальный словарь подробнее...
 

 
 
.     Copyright (c) 2006. classical-guitar. Все права защищены.      
Hosted by uCoz