all about classical guitar  
line decor
   классическая гитара
line decor
 

 


 

 

 
 
музыкальный словарь (Р-С)

А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;

Р
Равномерно-темперированный строй — см. Темперация.
Рага — один из видов индийской музыки, характерные особенности и характер исполнения которого формировались в течение многих сто­летий.
Раздельноречие, хомония — произношение слов с добавлением после со­гласных в закрытых слогах гласных (напр., вместо «видевше» видевоше, «грехом» — грехомо) или окончания «хомо» в окончаниях глаголов прошедшего времени (согрешихомо, восславихомо, пощадихомо и т. д.). Происхождение этого явления связано с утратой полугласных звуков старославянского языка (юс малый и юс боль­шой) в разговорной речи и стремлением церкви сохранить их в бого­служении. Хомовое пение было запрещено в XVII в.
Размер — см. Метр.
Разработка — I. Средний раздел сонатной формы, идущий после экс­позиции и предваряющий репризу: тонально неустойчивая часть, в которой разрабатываются музыкальные темы экспозиции. 2. Разви­тие одной или нескольких тем.
Разрешение —1. Переход неустойчивого звука лада в устойчивый (или относительно устойчивый) на основе ладового тяготения. 2. Переход диссонирующего интервала в консонирующий. 3. Переход диссони­рующего аккорда в консонирующий.
Ракоходное   движение, возвратное, обратное движение — особый вид преобразования мелодии, темы или целого музыкального построения, заключающийся в исполнении этого построения в обратном направ­лении (от конца к началу). В практике ракоходное движение встречается в одном голосе, во всех голосах как способ образования производного по­строения, в ракоходном каноне (напр., у И. С. Баха). Разнообразно применение ракоходного движения в серийной музыке.
Раллентандо   (ит. rallentando — замедляя) — обозначение главного, по­степенного замедления темпа. Сокращения — rall., rallent.
Рапсод (гр. rhapsodos) — древнегреческий певец-сказитель.
Рапсодия (гр. rhapsodia — песнь рапсода, пение или декламация нарас­пев) — вокальное или инструментальное произведение свободной фор­мы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для   рапсодии характерно использование подлинно народных тем. Широко известны «Венгерские рапсодии» Ф. Листа, «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина, «Украинская рапсодия» С. Ляпунова, «Славянские рапсодии» А. Дворжака, «Испанская рапсодия» М. Равеля и др.
Распев, роспев — песнопения православной церкви, характеризующиеся определенным фондом мелодий-попевок и закономерностями их орга­низации в мелодиях. Признаками каждого распева являются: тип попевок, тесситура, мелодический склад, ритмическое построение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее известные распевы: знаменный греческий, киевский, ростовский, успенский и т. д.
Распевание, распевка — исполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления солиста, ансамбля, хора.
Расположение аккорда — положение аккорда терцового строения (или септаккорда) и его обращений по отношению к октавному звукоря­ду. Расположение аккорда в четырехголосном изложении может быть: 1) тесным, при котором интервал между 1 и 3 голосами равен октаве; 2) широким, при котором интервал между 1 и 3 голосами превышает октаву.
Раструб — расширяющаяся часть трубки духовых музыкальных инстру­ментов, образующая выходное отверстие.
Раунд  (англ. round — круг) — английская национальная разновидность бесконечного канона.
Расширенная экспозиция — экспозиция фуги,  в которой есть дополнительное проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими голосами, вступившими ранее.
Ре (rе) — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же что D или d. 2. Строй транспонирующих инструментов (in D), звучащих на тон выше записи (малый кларнет).
Ребаб, рабаб, рабоб — 1. Собирательное название смычковых инструмен­тов у мусульман. 2. Арабский струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и 1—2-я струнами. Используется для аккомпа­немента народными певцами у народов Индии, Египта, Малайского архипелага, северо-запада Африки и Средней Азии.
Ре бемоль  мажор — мажорная тональность, тоникой которой является ре бемоль (то же, что Des-dur). Имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Ребро — горизонтальная черта, соединяющая несколько восьмых нот. Двойное рёбро соединяет шестнадцатые ноты, тройное — три­дцать вторые и т. д.
Реверберация   (лат. reverberate — отражать) — послезвучание, остаточ­ное звучание, постепенно угасающий звук, образующийся в результа­те поступления в данную точку рассеянных и многократно отражен­ных волн после прекращения колебания источника звука. Реверберация имеет большое значение для акустики помещений, в частности больших концертных залов. С целью усиления акустического эффекта при помощи специальной аппаратуры в радиофицированных залах можно создавать искусственную реверберацию.
Ревю  (фр. revue — обозрение) — театральное представление, состоящее из небольших сценок, вокально-инструментальных и цирковых но­меров.
Регаль — 1. В XVI—XVIII вв. малый переносной орган с язычковыми трубами. Был инструментом для домашнего музицирования. 2. Языч­ковый регистр органа.
Регент  (от лат. regentis — правящий) — руководитель хора в русской православной церкви. Регентами также назывались выпускники петербург­ской певческой капеллы, окончившие полный курс с правом препо­давания пения в школах и гимназиях.
Регистр  (от лат. registrum — список, перечень) — 1. Ряд звуков певче­ского голоса, характеризуемых одним механизмом голосообразования и обладающих одинаковыми тембровыми качествами. В голосах необученных певцов существуют два основных регистра: грудной и головной, резко отличающиеся друг от друга как характером зву­чания, так и механизмом образования. Выравнивание звучания го­лоса достигается т. н. прикрытием и смешиванием его регистров, приводящим к увеличению импеданса и приобретению одинообразности работы гортани — единорегистрового звучания голоса, при ко­тором используются оба механизма — грудной и головной. Соотно­шение этих регистров как в звучании голоса, так и в механизме звукообразования переменно и определяется рядом взаимосвязан­ных факторов (типом голоса, участком диапазона, интенсивностью звучания и т. д.). 2. Участки диапазона музыкальных инструментов, характеризуемые единым тембром. Звучание инструмента (напр., кларнета) в различных регистрах существенно отличается. 3. Устрой­ства, применяемые на струнных клавишных инструментах для изме­нения силы звука, а также его тембра (клавесин). 4. У органа — ряд труб сходной конструкции, издающих звуки разной высоты, но одинакового тембра.
Регтайм  (англ. ragtime — отрезок времени) — 1. Форма городской тан­цевально-бытовой музыки американских негров конца XIX в., один из предшественников джаза. Характерным признаком регтайма являются две основные мелодические линии, не совпадающие ритмически; про­извольная ритмически обостренная мелодия и четкий аккомпанемент в ритме быстрого шага. 2. Американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы регтайма От него произошли фокстрот, тустеп, уан-степ.
Редакция (от лат. redigo — упорядочиваю) — 1. Проверка и исправление текста литературного или музыкального произведения с целью под­готовки его к печати. 2. Варианты текста произведения, возникаю­щие в процессе его доработки, переработки или подготовки к ново­му исполнению. 3. Приспособление произведения к новым усло­виям музыкального или сценического исполнения. 4. Исполнитель­ская трактовка музыкального произведения (нюансы, темпы, дина­мика, аппликатура и т. д.).
Ре диез минор — минорная тональность, тоникой которой является ре диез (то же, что dis-moll). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми); энгармонически равна ми бемоль минору.
Резонанс  (фр. resonance — отзвук) — акустическое явление, при кото­ром в результате воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы, отвечающие как на одну час­тоту (резонансовые челесты, подставка камертона и др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).
Резонансный пункт, пункт Морана — место в передней части неба (у корней верхних передних зубов), в котором при правильном звуко­образовании возникает максимальная интенсивность внутренних ощущений фонации (см. Вокально-телесная схема). Этот термин в конце XIX в. ввел в вокальную педагогику А. Мишуга, называвший резонансный пункт также опорой звука (см.). В 1928 году Ж. Моран подтвердил существование резонансного пункта.
Резонансовые струны — струны, располагаемые под игровыми струнами и звучащие в результате их колебания. Резонансовые струны создают своеобразный оттенок тембра и в известной степени усиливают звучание инстру­мента
Резонатор  (от лат. resonare — откликаться) — устройство с определен­ной частотой собственных колебаний, в котором в результате воз­действия вибратора с такой же или очень близкой частотой возни­кают интенсивные колебания. В музыкальной практике используются акустические (струна, камертон, мембрана, дека и др.) и электри­ческие (колебательные контуры) резонаторы.
Резонаторные отверстия — отверстия в корпусе музыкального инстру­мента, улучшающие его резонаторные качества. Резонаторные отверстия бывают круг­лыми (у гитары), эфобразными (у скрипки), треугольными, ромбообразными и т. д. Место и размеры резонаторного отверстия зависят от величины ин­струмента и его мензуры.
Реквием   (от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, по­священная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведе­ние для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Ре мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что D-dur). Имеет два диеза в ключе (фа, до).
Реминисценция   (от лат. reminiscentia — воспоминание) — возвращение в музыкальном произведении темы или мотива в качестве напоми­нания о его более раннем проведении. Реминисценция  широко используется в оперной музыке.
Ре минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что d-moll), Имеет один бемоль в ключе (си).
Реперкуссия   (от лат. repercussio — отражение) — 1. В учении о фуге в строгом стиле проведение темы и ответа во всех голосах, следую­щее после экспозиции. 2. В григорианском пении — важнейший после финалис опорный тон лада, в котором концентрируется мелодичес­кая напряженность (иначе — тенор, туба). Находится выше финалис на определенный интервал (от м. 3 до м. 6) для каждого лада и в совокупности с ним определяет ладовую принадлежность.
Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произве­дений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами, а также предназначенных для исполнения определенными составами исполнителей или солистами.
Репетиция (лат. repetitio — повторение) — 1. Предварительное исполне­ние какого-либо произведения, необходимое для подготовки к пуб­личному исполнению. 2. Быстрое повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам). 3. Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция). 4. Фактурный элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
Реприза  (от фр. reprise — повторение, возобновление) — 1. В сонатной форме — последний из основных разделов, следующий за разработ­кой. 2. Повторение раздела музыкального произведения. 3. Часть формы, ограниченная знаками повторения.
Респонсорий  (от лат. response — отвечаю) — в католической службе — пение в форме диалога солиста и хора, чередование реплик священ­ника и хора.
Рефрен (фр. refrain — припев) — 1. Основной раздел рондо, повторяю­щийся несколько раз. 2. Второй раздел куплетной формы — припев.
Речитатив  (от лат. recito — читать вслух) — вокальная мелодия, при­ближающаяся к интонациям разговорной речи, не имеющая закон­ченной композиционной формы. Существует два основных вида речитатива: сухой, исполняемый «говорком» в произвольном ритме и поддержи­ваемый отдельными выдержанными аккордами (напр., в опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и др.) и аккомпанированный речитатив — более мелодичный, с четким ритмом и насыщенным музыкальным сопровождением (напр., в опере «Каменный гость» А. Даргомыж­ского). Чаще всего речитатив предваряет арию в опере, кантате, оратории.
Ригодон — французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца — оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.
Рил (англ. гееl — вихрь) — народный хороводный танец, распространен­ный в Ирландии и Шотландии. Размер 4/4. Темп быстрый.
Рилио — современный бальный танец, созданный на основе литовской польки. Музыка Г. Пауга. Размер 4/4. Исполняется в быстром темпе.
Риспоста  (ит. risposta — ответ, возражение) — второй и последующие голоса в имитационно-полифонических произведениях (каноне, фуге, имитации и др.), которые имитируют пропосту.
Ритардандо  (ит. ritardando — замедляя, задерживая) — плавное, посте­пенное замедление темпа, совпадающее с ритенуто и раллентандо.
Ритенуто    (ит. ritenuto — задерживая) — неподготовленное замедление темпа.
Ритм  (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании со­отношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
Ритм энд блюз — урбанизированная модификация блюза, отличающая­ся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.
Ритмика — 1. Совокупность проявлений ритма в музыке. 2. Теория рит­ма, один из основных разделов античной теории музыки. 3. Система упражнений, учебный предмет, задачей которого является развитие ритмического чувства.
Ритмический рисунок — определенный порядок группировки долей так­та или самих тактов, последовательность длительностей звуков, от­влеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).
Ритмическое воспитание — система художественного воспитания, приме­няемая для воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма, пластичности (для этого используются специальные упражнения, опирающиеся на связь музыки и движений). В нашей стране ритмическое воспитание является одним из средств эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, музыкальных школах, хореографических, педагогичес­ких, культурно-просветительных училищах и других учебных заведе­ниях.
Ритмическое деление — деление ритмической единицы на равные части (две и более). Основной вид ритмического деления — деление на две длительности: целой ноты — на две половинные; половинной — на две четвертные; четвертной — на две восьмые и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три: целой с точкой — на три половинные; поло­винной с точкой — на три четвертные и т. д. Существуют также ритмические фигуры, образуемые другими способами деления — дуоль, триоль, квартоль и т. д. (см. Приложение XV).
Ритурнель  (от ит. ritorno — возвращение) — 1. В вокальной музыке — инструментальный эпизод, исполняемый в начале и в конце каждой строфы песни, романса, оперной арии и т. д. 2. В танцевальной му­зыке — вступительный и заключительный инструментальный отыгрыш в танце. 3. В балете XVII—XVIII вв.— инструментальное вступление к танцу.
Рифф — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминаю­щейся фразы, с незначительными мелодическими или гармонически­ми изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, совре­менном джазе.
Ричеркар (ит. ricercare — искать) — произведение полифонического скла­да, состоящее из нескольких разделов, непрерывно переходящих один в другой. В каждом разделе развивается своя тема в форме имита­ций, что и создает впечатления поиска каждым голосом темы. Вер­шины своего развития ричеркар достиг в творчестве Д. Фрескобальди. В XX в. к ричеркару обращаются Д. Малипьеро, Б. Мартину, А. Казелла, И. Стравинский.
Ричерката  (от ит. ricercare — искать) — разновидность фуги с особенно сложными приемами композиционной техники (увеличения и обра­щения тем, разработанные стретты и т. д.).
Рог — духовой музыкальный инструмент, изготовляемый из рогов жи­вотных. Первоначально был ритуальным инструментом, применялся охотниками, пастухами, воинами. В дальнейшем использовался и как духовой инструмент (Цинк, Серпент).
Рог   охотничий — духовой мундштучный инструмент, предшественник валторны. Использовался для подачи охотничьих сигналов. Звукоряд охотничьего рога натуральный, звук резкий, сильный.
Родство тональностей — соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, кото­рые состоят из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов родство тональностей имеет три степени: первая степень — тональности, в которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая тональность имеет шесть тональностей пер­вой степени родства (две того же лада и четыре — противополож­ного); напр., для C-dur — G-dur, F-dur, d-dur, e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll — g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur, G-dur; вторая сте­пень— тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur—В-dur, D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll; третья степень — тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия. Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного); напр., для C-dur — Fis-dur, fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll — fis-moll, Fis-dur, H-dur, E-dur, A-dur.
Рожечники — исполнители на русских рожках.
Рожок — русский народный духовой инструмент. Деревянная или берес­тяная трубка с раструбом на конце.
Рожок английский — см. Английский рожок.
Рожок   почтовый — духовой мундштучный инструмент с коническим стволом без вентилей или клапанов. Использовался для оповещения о прибытии конной почты. Рожок   почтовый — предшественник корнет-а-пистона.
Розвод, развод — расшифровка сокращенно записанного особыми зна­ками участка мелодии знаменного распева с помощью обычной но­тации.
Розетка (фр. rosette — розочка) — у струнных инструментов украшение (инкрустация, мозаика, интарсия и т. д.), окружающее резонаторное отверстие и одновременно предохраняющее его от повреждений.
Рок-н-ролл   (англ. rock'n'roll, rockandroll — качайся и крутись) — на­правление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки (см.), получил развитие в раз­личных жанрах — вплоть до опер в стиле «рок» — «Волосы» (кол­лективное произведение). «Иисус Христос — суперзвезда» (муз. Л. Уэббера).
Романеска   (ит. romanesca — римская) — итальянский народный танец. Размер 2/4 или 2/2. Темп оживленный, веселый.
Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с ин­струментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в твор­честве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из музыки Д. Шоста­ковича к кинофильму «Овод»). Примеры романса наблюдаются в творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.
Рондино (ит. rondino — маленькое рондо, кружочек) — небольшая пьеса, написанная в форме рондо.
Рондо (ит. rondo — круг) — музыкальная форма, в которой рефрен, че­редуясь с эпизодами различного содержания, повторяется много раз. Классические образцы рондо создали И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, Ф. Э.Бах, М. Глинка, Р. Шуман и др.
Рондо-соната — форма, органически сочетающая принцип рондо и сонат­ной формы. Подобно сонатной форме имеет экспозицию и репризу, подобно рондо — не менее трех проведений рефрена в основной то­нальности. Существуют две формы рондо-сонаты — с центральным эпизодом и с разработкой.
Рояль (от фр. royal — королевский) — струнный ударно-клавишный ин­струмент, одна из разновидностей фортепиано (см.), в котором стру­ны, дека и механика расположены горизонтально. У рояля особая кры­ловидная форма корпуса. По размерам рояли делятся на концертные (длина до 3 м.), салонные (около 2 м.), кабинетные (1,6—1,8 м.) и миньон (1,1—1,5 м.).
Рубато   (ит. rubato) — ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.
Рулада (фр. roulade — катать взад и вперед) — виртуозный вокальный пассаж, исполняемый в быстром движении. Наиболее распростране­ны хроматические рулады.
Румба   (исп. rumba) — бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением по­следней части. Современная румба возникла на Кубе и получила широ­кое распространение.
Руны — старинные карело-финские и эстонские эпические песни, испол­нявшиеся двумя певцами в сопровождении кантеле. Из рун составле­ны эпосы «Калевала» и «Калевипоэг».
Русский лирический — современный бальный танец, в котором отраже­ны черты русского хоровода. Размер 2/4. Исполняется в умеренном темпе.

С
Саз (перс.) — струнный щипковый инструмент, распространенный у на­родов Закавказья, Афганистана, Ирана, Турции и др. стран Востока. Имеет долбленный из дерева корпус грушевидной формы, длинную шейку с ладами и три группы струн — мелодическую, бурдонную и аккомпанирующую. Основной аккомпанирующий инструмент ашугов используется также для ансамблевой и оркестровой игры.
Сазандари — музыкант-исполнитель на сазе или других народных ин­струментах в Закавказье.
Сайдмен — музыкант джазового оркестра.
Саксгорн  (анг. и нем. Saxhorn, от фамилии изобретателя и Horn — рог) — семейство медных духовых мундштучных инструментов. Раз­новидности саксгорна — сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас.   Сконструированы   бельгийским   мастером А. Саксом в 1845 г. на основе бюгельгорнов. Ис­пользуются в духовых оркестрах.
Саксофон  (фр. saxophone, от фамилии изобретателя и гр. phone — звук, буквально — звук Сакса) — духовой язычковый музыкальный инструмент, изо­бретенный А. Саксом в 1841 г. В семейство саксофонов входит семь разновидностей: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон-сопранино и саксофон-сопрано имеют прямую форму, остальные — S-образную. Изготовляется из металла (латуни, серебра). Имеет сильный, выразительный звук своеобразного тембра и большие технические воз­можности. Используется преимущественно в джа­зе, реже — в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент.
Саламури — грузинская свистковая флейта с 5—7-ю игровыми отверстиями на лицевой стороне и 1 — на тыльной стороне ствола. Звукоряд диатоничес­кий, распространена в бытовом музицировании, входит в состав грузинского оркестра народных инструментов.
Салонная музыка — развлекательная музыка XIX — начала XX вв., характеризуемая сентиментально­стью и мелодраматизмом. Основной жанр салонной музыки вокальная или инструментальная миниатюра.
Сальтарелло — итальянский танец народного происхо­ждения, исполнявшийся парой танцоров в по­движном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Музыкаль­ный размер нерегулярный — чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4. Близок к гальярде.
Самба — современный бальный танец, построенный на бразильской на­родной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.
Самбука — название разных типов музыкальных инструментов. В Древ­нем Риме и Италии в XIV в.— струнный щипковый инструмент типа угловой арфы, в средние века — духовой язычковый инструмент.
Самодеятельность музыкальная — творчество людей, для кото­рых искусство не является профессией. Музыкальная самодеятель­ность охватывает как сферу исполнительства (индивидуального и коллективного), так и создания музыкальных произведений. 
Санктус  (лат. SanclusDominus — святой боже) — раздел католической мессы, располагающийся между Кредо и Агнус Деи, отличающийся просветленно-торжественным ликующим характером.
Сарабанда   (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и вели­чественно, хотя в литературе (М. Сервантес) она определяется как озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары бараба­на и кастаньет; в классической старинной танцевальной сюите сарабанда на­ходится между курантой и жигой. Своего расцвета сарабанда достигла в инструментальных сюитах Г. Генделя и И. С. Баха.
Саранги — индийский струнный смычковый инструмент с 3—4-я игровы­ми и 11—15-ю резонирующими струнами. Используется для сопро­вождения танцев и театральных представлений.
Сарсуэла — испанская разновидность музыкально-сценического представ­ления, близкого оперетте.
Сарюсофон — духовой язычковый музыкальный инструмент, созданный в 1856 г. во Франции В. Саррюсом. Существуют 6 разновидностей сарюсофонов — сопрано, контральто, тенор, баритон, бас, контрабас. Сарюсофон-контрабас использовался К. Дебюсси («Игры») и М. Равелем («Испанская рапсодия») вместо контрафагота.
Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.
Светомузыка,  цветомузыка — синтез музыки и световых эффектов на основе синопсии. Специальная аппаратура позволяет «переводить» музыку на «язык» различных световых комбинаций и таким образом исполнять как специально написанные для светомузыки произведения, так и другие пьесы. Приоритет создания светомузыкальной композиции, ос­нованной на обращении к цветному слуху, к пониманию слышимого и видимого как субъективно-психологического феномена, принадле­жит А. Скрябину, который ввел в партитуру специальную партию — «свет», записанную обычными нотами («Прометей»).
Свинг (англ.) — балансирование, качание. Характерный элемент исполнительской техники джаза, постоянная ритмическая пульсация, несовмещение акцентов мелодической и ритмической линий.
Свирель — народный духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из дерева (теперь пластмассы или металла) и камыша. Встречаются одноствольная, двуствольная и многостволь­ная свирель. Входит в оркестр народных инструментов.
Свободная форма — свободное построение музыкальных произведений, т. е. форма, которая не соответствует установленным типовым струк­турным построениям (см. Музыкальная форма).
Свободный   стиль — стиль полифонической музыки, отличающийся от строгого стиля (см.) большим разнообразием построения мелодии, преобладанием двух ладов — мажора и минора, широким использо­ванием инструментальных форм. Вершиной свободного стиля является творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В широком смысле к свободному стилю относят раз­личные стили, отличающиеся от строгого стиля.
Связующая партия (часть) — 1. Раздел сонатной экспозиции (или ре­призы), связывающий главную партию с побочной. Следует за изло­жением основного тематического материала и подготавливает появ­ление побочной партии. 2. Переход от одного раздела к другому в музыкальных формах различного построения (напр., в трехчастной форме или рондо).
Севильяна — см. Сегидилья.
Сегидилья   (исп. seguidilla) — испанский народный танец-песня, испол­няемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными рит­мическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет. В му­зыкальной литературе широко известна сегидилья из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Секвенция   (лат. sequentia — следование, продолжение) — 1. Вид рели­гиозного средневекового песнопения, возникшего из юбиляций, рас­певавшихся после «Аллилуйя» на разные гласные. 2. Последователь­ное перемещение мелодического или гармонического оборота на дру­гой высоте, следующее за первым проведением как его продолжение. Секвенция, проходящая в одной тональности, называется тональной, если же обороты секвенции изложены в разных тональностях — модулирующей.
Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. Малая секста — ин­тервал, равный 4 тонам; большая секста — 41/2 тонам; увеличенная секста — 5 тонам; уменьшенная секста — З1/2 тонам. 2. Шестая ступень от заданной.
Секстаккод — первое обращение трезвучия, т. е. такой его вид, когда басовой опорой является терцовый тон (см. Обращение аккорда). Между басом и основным тоном (крайними звуками аккорда) обра­зуется секста (отсюда название). Обозначается цифрой 6.

31

Секстет  (от лат. sextus — шестой) — 1. Ансамбль, состоящий из шести исполнителей. 2. Произведение для шести исполнителей с отдельной партией у каждого.
Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания. Образована делением четырех  или пятидольного такта на шесть равных частей (см. Приложение XV).
Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, об­разованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. Малая секунда равна 1/2 тона; большая секунда — 1 тону; увеличенная секунда — 1 1/2 тона. 2. Вторая ступень от заданной.
Секундаккорд — третье обращение септаккорда (см. Септаккорд), т. е. такой его вид, ког­да басовой опорой является септимовый тон. Название происходит от интервала секунды, образующегося между басом аккорда и его основным тоном. Обозначается цифрой 2 (см. Приложение XIV).
Семейство инструментов — группа инструментов, одинаковых по прин­ципу устройства и звукоизвлечения, но различных по размерам. Су­ществуют различные семейства музыкальных инструментов: смычко­вые, домровые, духовые деревянные, флейты, саксгорны и т. д.
Семидольный такт — такт, состоящий из семи долей.
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцо­вый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в ба­су. Первое обращение септаккорда называется квинтсекстаккордом (обозначается 65); второе обращение — терцквартаккордом (43); третье обра­щение— секундаккордом (обозначается цифрой 2). Септаккорд, образующий большую септиму между крайними звуками, называется большим. Септаккорд с малой септи­мой — малым. Септаккорд, состоящий из трех малых терций, называется уменьшенным. Главными разновидностями септаккорда по положению в ладу являются: доминантсептаккорд (септаккорд на доминанте); вводный септаккорд (на VII ступени); субдоминантсептаккорд (на II ступени). Название септаккорд происходит от интервала септимы, образующегося между крайними звуками аккорда (подробную информацию о построении септаккордов можно получить в 163 уроке «Школы»).

32

Септет  (от лат. septem — семь) — 1. Ансамбль, состоящий из семи ис­полнителей. 2. Произведение для семи исполнителей с отдельной партией у каждого.
Септима   (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. Малая септима име­ет 5 тонов; большая септима — 51/2 тонов; уменьшенная септима — 41/2 тона. 2. Седьмая ступень от заданной.
Септимовый тон — звук септаккорда или нонаккорда, который в тес­ном расположении является четвертым снизу; иначе — септима ак­корда. Обозначается цифрой 7.
Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания. Образуется в результате деления четырех-, шести- или восьмидольного такта на семь равных частей (см. Приложение XV).
Серенада  (фр. sera — вечер) — 1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании. 2. В XVII—XVIII вв. — жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцар­та). 3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.
Сериальность,  сериализм — разновидность серийной техники, при кото­рой применяются серии различных параметров (напр., серии высот и ритма или высот, ритма, динамики, агогики и темпа). От полисе­рийности отличается тем, что не использует одновременно двух или более серий одного параметра (напр., высотного), а сочетает разные серии (напр., последовательность высот регулируется высотной сери­ей, а продолжительность звуков — серией длительностей). Сериальность возник­ла как распространение принципов высотной серии на другие пара­метры (длительность, регистр, артикуляцию, тембр, агогику и т. д.). Распространение принципов серийности на все параметры музыки называется тотальной сериальностью, которая ведет к алеаторике. К сериальности обраща­лись в своем творчестве А. Вебери, О. Мессиан, П. Булез, А. Шнитке и др.
Сериальная техника — метод сочинения музыки, использующий серии двух и более параметров (напр., серии высот и ритма или серии высот, ритмов, динамики, артикуляции, тембров).
Серийная   музыка — музыка, сочиненная с помощью серийной техники. В серийной музыке не предусматривается использование какой-либо гармо­нической системы. Она избирается композитором для данного произ­ведения вместе с серией, когда, по мнению автора, мажоро-минорная система оказывается недостаточной для воплощения его замыс­ла. Серийная   музыка не применяется для сочинения бытовых песен, танцев, эстрад­ной музыки, хотя образный диапазон серийной музыки достаточно широк (напр., поэма о любви «Свет глаз» А. Веберна, библейская легенда «Мои­сей и Аарон» А. Шенберга, Шесть картин А. Бабаджаняна, драма «Лулу» А. Берга и др.).
Серийная  техника — 1. Техника музыкальной композиции, основанная на повторениях (проведениях) серий любого параметра, а также их сочетаний. 2. Метод сочинения музыки, использующий только высот­ные серии, т. е. техника додекафонии.
Серия — комбинация из  12 звуков хроматической гаммы — полная серия или 10, 8, 5, 4 звуков — микросерия, представляющая собой комплекс интервалов со строго определенным порядком следования звуков. Додекафонная серия имеет четыре формы (модуса): основную, обратную (ракоходную), инверсию, обратную (ракоходную) инвер­сию. Каждую форму можно излагать от любого из 12 звуков хро­матической гаммы. Общее количество форм — 48, все формы рав­нозначны. Серия, представляющая собой немногозвучный фрагмент полной серии, называется субсерией. Высотная серия является основой додекафонной техники А. Шенберга. В сериальной музыке использу­ются не только звуковысотные, но и ритмические, тембровые, дина­мические, артикуляционные, регистровые серии. Принцип серии — отказ от ладовых тяготений, равноправность всех звуков, возвращение к начальному звуку после использования всех тонов серии.
Серпент — старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк.
Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.
Си бемоль — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что В или b. 2. Строй транспонирующих инструментов (in В), звучащих: а) на тон ниже записи (кларнет, труба, корнет); б) на семь тонов (боль­шая нона) ниже записи (бас-кларнет, духовые медные инструмен­ты — тенор и баритон).
Си бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является си бемоль (то же, что B-dur); имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Си бемоль  минор — минорная тональность, тоникой которой является си-бемоль (то же, что b-moll); имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Сигнальная музыка — музыка прикладного назначения, включающая во­енные, спортивные, пионерские, охотничьи, приветственные, оповеща­ющие и др. сигналы, подаваемые при помощи горнов, труб, фанфар, барабанов, бубнов, колоколов и т. д.
Сигнатуры (от лат. signum — знак) — знаки музыкальной нотации, при­меняемые, главным образом, в генерал-басе для обозначения созву­чий.
Сила звука — см. Громкость.
Сильная доля — см. Доля такта.
Си мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что H-dur); имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Си минор — минорная тональность, тоникой которой  является нота  си (то же, что h-moll); имеет два диеза в ключе (фа, до).
Симметричные лады — лады, звукоряды которых образованы в резуль­тате деления октавы на разное количество (2, 3, 4, 6) равных час­тей. Существует четыре основных типа симметричных ладов: I — целотонный (12:6 — целотонное шестизвучие); II — уменьшенный или мало­терцовый (12:4 — уменьшенный септаккорд); III — увеличенный или большетерцовый (12:3 — увеличенное трезвучие); IV — тритоновый (12 : 2 — тритон).
Симфониетта (ит. simfonietta) — небольшая симфония. Название указы­вает на меньшее время звучания и ограничение состава исполните­лей. Жанр симфониетта получил распространение в XX в. (М. Регер, Б. Брит­тен, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Шебалин и др.).
Симфонизм — метод музыкальной композиции, основанный на все­стороннем раскрытии художественного замысла в процессе движе­ния, изменения и конфликтных столкновений музыкальных образов, широком размахе, интенсивной динамике и целеустремленности му­зыкального развития, вовлечения всей оркестровой массы в процесс изложения и преобразования тематического материала. Этот термин введен Б. Асафьевым.
Симфоническая    картина — одночастное симфоническое произведение, программа которого имеет изобразительный или описательный харак­тер; одна из разновидностей программной музыки (напр., «В Средней Азии» А. Бородина, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Запо­рожцы» Р. Глиэра).
Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения сим­фоническим оркестром. К жанрам симфонической музыки относятся: симфония, сим­фониетта, симфоническая картина, симфоническая поэма, концерт для инструмента соло с оркестром, сюита, увертюра, фантазия и т. д.
Симфоническая поэма — крупное одночастное симфоническое произве­дение, в музыкальных образах воплощающее конкретный сюжет, поэтическую или философскую идею (напр., «Фатум» П. Чайковско­го, «Моя родина» Б. Сметаны, «Поэма экстаза» А. Скрябина, «Битва гуннов» Ф. Листа и т. д.). Симфоническая поэма является одним из основных жанров программной музыки. Родственными симфонической поэме являются симфоническая картина, легенда, фантазия, эскиз и др.
Симфоническая фантазия — симфоническое произведение, написанное на сюжет (программу) с элементами фантастики, полета художествен­ного воображения. Примерами симфонической фантазии являются «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Франческа да Римини» П. Чайковского, «Утес» С. Рахманинова и др. Симфоническая фантазия также называется оркестровое произве­дение, основанное на свободной разработке заимствованных тем или народных мелодий («Фантазия на темы Рябинина» А. Аренского, «Фантазия на сербские темы» Н. Римского-Корсакова).
Симфонический оркестр — наиболее совершенный вид оркестра, состоя­щий из смычковых, духовых и ударных инструментов и участвую­щий в исполнении симфоний, опер, балетов и др. произведений, на­писанных для симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр — результат длительного ис­торического развития оркестровой музыки. Он сформировался в конце XVIII ст. в творческой практике И. Гайдна. В XIX—XX вв. увеличился состав симфонического оркестра, значительно обогатилась его звуковая па­литра. Большую роль в этом сыграло творчество композиторов Г. Берлиоза, К. Дебюсси, Б. Бартока, Г. Малера, М. Равеля Р. Штрауса, И. Стравинского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковско­го, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Лятошинского, А. Хачатуряна и др. Несмотря на то, что состав симфонического оркестра в основном сложился, продолжается его дальнейшее развитие, главным образом, за счет ввода новых инструментов (напр., элек­тронных) (см. Оркестр).
Симфония  (гр. symphonia — созвучие) — 1. Крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, симфония состоит из четырех частей, однако встречаются симфонии из большого или меньшего количества частей. Иногда в симфонии используют­ся также певцы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и особенно Л. Бетховен. Виднейшими мас­терами симфонии были Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брук­нер, Г. Малер, А. Дворжак; в русской музыке А. Бородин, П. Чай­ковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и др.  2. В XVIII в. симфонией назывались вступительные части сюит, а также оркестровые вступления к операм.
Сингл ноут — способ игры на фортепиано без использования в партии правой руки аккордовой техники. Широко распространен в практике современного джаза.
Синкопа  (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.
Синопсия  (от гр. syn — вместе и opsis — взгляд) — зрительно-слуховые ассоциации. Связь между звуком и светом, влияющая на процесс создания и восприятия музыки, была известна еще народам Индии, Китая и др. Некоторые музыканты (Н. Римский-Корсаков, А. Скря­бин) обладали способностью испытывать конкретно-цветовые ощу­щения от различных тональностей, аккордов, тембров, и наоборот, звуковые представления от цветовых красок. Эта способность нашла воплощение в создании произведений, в которых свету отводилась роль полноправного компонента (см. Светомузыка).
Сиринкс — 1. Древнегреческая одноствольная флейта. 2. Род много­ствольной флейты Пана.
Сиртаки — массовый современный греческий танец на музыку М. Теодо­ракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп — вначале умеренный, уско­ряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к уме­ренному.
Систр — античное название древне-египетской храмовой погремушки.
Ситар — индийский струнный щипковый инструмент семейства лютне­вых с корпусом из тыквы. Ситар имеет 7 основных и 13 резонирующих струн. Играют на ситаре сидя, звук извлекают плектром (мизрабом). Входит в классический ансамбль как солирующий инструмент, ис­пользуется для исполнения индийской музыки северной традиции.
Сицзюй — китайская музыкальная драма, возникшая в XII в.
Сицилиана (ит. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера. Музыкальные размеры 6/8, 9/8, 12/8. Темп умеренный. Сицилиана была широко распространена в инструментальной и вокальной музыке (А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, П. Масканьи и др.).
Сказитель — исполнитель (часто и автор) былин, сказов, эпических и исторических песен, творчески развивающий исполняемые произведе­ния в самом процессе исполнения. Выдающиеся сказители — Иван и Тимо­фей Рябинины, А. Крюкова, И. Федосова, А. Оленичева.
Скальд  (исл. scald — певец) — поэт-певец в древней Исландии и Нор­вегии.
Скерцо  (ит. scherzo — шутка) — музыкальная пьеса в живом, стреми­тельном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами. 1. В XVI—XVII вв. трехголосные канцонетты и одноголосные вокальные пьесы на тексты шуточного, игривого ха­рактера. Образцы — у К. Монтеверди, Б. Марини, А. Брунелли. 2.   С   XVII   в.— инструментальная   пьеса,   близкая   к   каприччо. 3. С XVIII в. одна из частей (обычно третья) сонатно-симфонического цикла. Для скерцо типичны быстрый темп, размер 3/4 или 3/8. Клас­сический тип скерцо сложился в творчестве Л. Бетховена, который ввел серцо в симфонию вместо менуэта. 4. Самостоятельная музыкальная пьеса у романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс).
Скерцино (ит. scherzino — шуточка) — небольшое скерцо. Скерцино обычно пи­шутся для фортепиано или солирующего инструмента (скрипка, вио­лончель и др.) с сопровождением фортепиано. Образцы — скерцино №3 в Венском карнавале Р. Шумана, «Швея» и «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского и др.
Склад — тип музыкальной фактуры (полифонический, гомофонный, ак­кордовый, подголосочный склад) или мелодики (речитативный, кантиленный склад).
Скоморох — странствующий народный артист времен средневековой Ру­си. Скоморохи были музыкантами, певцами, акробатами. Их выступления проходили на площадях, рынках и т. д. Свои выступления скоморохи со­провождали игрой на гуслях, волынке, гудке.
Скордатура (ит. scordatura, от scordare — расстраивать) — временное из­менение принятой настройки струнных музыкальных инструментов, что позволяет облегчить исполнение некоторых аккордов и интер­валов, изменить диапазон, тембр и силу звука.
Скрипка    (от старосл. скрыпати — скрипеть, ит. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий по тесситуре из инструментов скри­пичного семейства. Строй струн: g, d1, a1, e2. Диапазон скрипки более четырех октав. Основной способ звукоизвлечения — ведение смычком по струне, применяется также игра щипком — пиццикато. Происхождение скрипки точно не уста­новлено, хотя известно, что еще в XIV в. на землях западной Украины, Белоруссии и Поль­ши бытовали смычковые инструменты «скрипи­ца», «скрипель», обладавшие многими призна­ками скрипки Благодаря особым выразительным воз­можностям и качествам звука, скрипка стала веду­щим инструментом в Европе, вызвав к жизни новые инструментальные жанры (сольную со­нату и концерт), а также появление выдаю­щихся скрипачей — Н. Паганини, Р. Крейцера, Г. Венявского, Л. Шпора, Э. Изаи, И. Хандошкина, П. Сарасате и др. Скрипка — основной инструмент в составе струнных ансамблей, камерного, симфонического ор­кестров и других. Широко распространена скрипка как народный ин­струмент в ряде стран, в том числе и на Украине, где она входит в состав «троистых музык».
Скрипичный ключ — ключ группы соль. Обозначает, что нота соль пер­вой октавы (g1) расположена на второй линейке нотоносца (см. Ключ).
Скудучяй — литовская многоствольная флейта, род флейты Пана. Ис­пользуется в ансамблях из 3—6 человек, где каждый исполнитель играет на 1—3 скудучае.
Скэт — импровизационный способ джазового пения, при котором исполь­зуются отдельные фразы, слова и звукосочетания, не имеющие ка­кого-либо смысла. В джазе скэт применяется как имитация инструмен­тального исполнения.
Слабая доля — см. Доля такта.
Слендро — один из основных звукорядов (наряду с пелогом) яванской и индонезийской музыки. На Яве считается мужественным ладом.
Словари музыкальные — справочные книги, содержащие расположенные в алфавитном порядке статьи по вопросам музыкального искусства. Словари музыкальные бывают терминологические, биографические, энциклопедические, специализированные.
Сложные такты — такты, имеющие несколько акцентов, из которых силь­нейшим является первый. Сложные такты рассматриваются как соединение не­скольких простых тактов. По количеству содержащихся в них ак­центов сложные такты делятся на двухчастные, трехчастные и четырехчастные, а по структуре составляющих их простых тактов делятся на симмет­ричные и несимметричные такты.
Сложный контрапункт — полифоническое соединение двух или несколь­ких голосов, при котором разрешается их вертикальное или гори­зонтальное перемещение.
Слоуфокс — медленный фокстрот.
Слух — способность (человека) воспринимать слух. Слух музыкальный — способность воспринимать звуки различной высоты, силы, длитель­ности, тембра, анализировать соотношение звуков, запоминать и осо­знанно воспроизводить их. Слух абсолютный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука без сравнения его со звуком, вы­сота которого известна. Слух относительный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука, сопоставляя его со звуком, высота которого известна. Слух гармонический — способность воспринимать и анализировать многоголосную музыку, качество и характер связей между звуками, их консонантность и диссонантность. Слух интонаци­онный — способность различать и воспроизводить незначительные интонационные отклонения в пределах одной ступени звукоряда. Слух внутренний — способность представлять музыку, не воспроизводя ее никаким образом в результате просматривания нотного текста, представляя ее в памяти или создавая в процессе творчества. Слух тем­бровый — способность различать тембровую окраску голосов, звука. Слух вокальный (см. Вокальный слух).
Смешанное   расположение — такое расположение аккорда в четырех­голосном сложении, при котором интервал между первым и третьим голосами равен октаве, а расстояние между третьим голосом и ба­сом не учитывается.

33

Смешанные такты — см. Несимметричные такты.
Смешанный хор — хор, состоящий из мужских и женских (или детских) голосов.
Смычковые инструменты — струнные музыкальные инструменты, на ко­торых играют смычком. К смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также некоторые народные инструменты (напр., Гудок).
Смычок (от старослав. смыкати — тащить, волочить) — тонкая деревян­ная трость с натянутым пучком конских волос. При помощи смычка, на­тираемого канифолью, исполнитель извлекает звук на струнных смычковых инструментах.
Совершённая модуляция — см. Модуляция.
Совершенная  система — в теории древнегреческой музыки составная система звукоряда, объединяющая ряд октавных ладов.
Согласные — звуки человеческой речи, образуемые шумом струи воздуха, проходящей через речевой аппарат. Согласные образуются без участия го­лоса или при незначительном его участии (звонкие, сонорные, вибранты).
Созвучие — одновременное звучание нескольких звуков. Основные виды созвучий: а) унисон — одновременное звучание нескольких звуков одной высоты; б) интервал — одновременное звучание двух звуков разной высоты; в) аккорд — одновременное звучание трех или более звуков различной высоты.
Соинари — грузинский духовой инструмент, род флейты Пана. Исполь­зуется как сольный и ансамблевый инструмент у пастухов Гурии и Мингрелии.
Солист  (ит. solista, от лат. solus — один, единственный) — 1. Исполни­тель музыкального произведения для одного голоса или инструмен­та. 2. Исполнитель самостоятельной партии в опере, оратории, кан­тате, ансамбле, хоре.
Соло  (ит. solo — один) — 1. Музыкальное произведение для одного ис­полнителя (с сопровождением или без него). 2. В симфонических, хоровых и других крупных произведениях — самостоятельная партия или эпизод, исполняемые солистом. 3. Самостоятельное выступление одного исполнителя.
Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g). 2. Строй транспонирующих инструментов (in G), звучащих на 21/2 тона ниже, чем написано (альтовая флейта). 3. Название ключа.
Соль бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль бемоль (то же, что Ges-dur). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна фа-диез мажору.
Соль диез  минор — минорная тональность, тоникой которой является соль-диез (то же, что gis-moll). Имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Соль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль (то же, что G-dur). Имеет один диез в ключе (фа).
Сольмизация (от лат. solmi — обозначение перехода из одного услов­ного звукоряда в другой).— 1. Система слоговых названий музыкаль­ных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2. Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов. 3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Соль минор — минорная тональность,   тоникой которой   является соль (то же, что g-moll). Имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Сольфеджио  (ит. solfeggio, от solfa — ноты) — 1. Учебная вокально-хо­ровая дисциплина, содействующая развитию музыкального слуха учащихся. Курс сольфеджио состоит из вокальных упражнений, исполняемых по нотам с произнесением их слоговых названий (сольфеджирование), слухового анализа музыки и ее записи на слух (музыкальный диктант). 2. То же, что сольмизация (см. Сольмизация 2б).
Сона, со на, хайди, лаба — китайский духовой язычковый инструмент с коническим стволом, 8-ю игровыми отверстиями и коническим рас­трубом. Разновидности сонны: большая (дасона) и малая (сяосона) применяются при погребальных и свадебных обрядах, а также в на­родных ансамблях и оркестрах как сольный и аккомпанирующий ин­струмент.
Соната   (ит. sonata, от sonare — звучать) — 1. В XVIII в.— название любого инструментального произведения, в отличие от вокального произведения — Кантаты (см.). 2. С XVIII в.— произведение для од­ного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Свой расцвет жанр сонаты достиг у Бетховена, большой вклад в даль­нейшее её развитие   внесли Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Про­кофьев, Д. Шостакович и др.
Сонатина  (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Сонатная  форма — форма музыкального произведе­ния, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях. Сонатной форме свойственна непрерывность и интенсивность раз­вития, обострение тематических контрастов с последующим сближе­нием и обобщением тем. Основные разделы сонатной формы — экспозиция, раз­работка, реприза, после которой может следовать кода. Иногда сонатная форма начинается со вступления. Сонатная форма, как правило, является первой частью сонатной циклической формы — симфонии, сонаты, квартета. Клас­сический тип сонатной формы, сформировавшись в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта, своего наивысшего развития достиг в музыке Л. Бет­ховена.
Сонатное аллегро — первая часть сонатного цикла, исполняемая в быст­ром темпе (отсюда название) (см. Сонатный цикл).
Сонатный цикл, сонатная циклическая форма — форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Трехчастная сонатная форма характерна для концерта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала. В четырехчастной сонатной циклической форме строятся симфонии, сона­ты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть — сонатная форма, сонатное аллегро; II часть — Анданте или Адажио, в ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.; III часть — Менуэт (или Скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть — Финал — сонатная форма, рондо и др. В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть — Скерцо, III — часть — Анданте.
Соноризм, сонорика, сонористика, сонорная техника (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) — современный метод композиции, ис­пользующий красочные звучания, воспринимаемые как высотно не­дифференцируемые. Классификация  сонаризма  весьма условна, так как она не позволяет точно разграничить высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей), отделить сонорную технику от несо­норной композиторской техники сложно. Сонорную окраску имеют созвучия-кластеры (Г. Коуэл и др.), аккорды и линии (Д. Шоста­кович, С. Прокофьев, Р. Щедрин и др.). Соноризм оперирует музыкальными шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, зву­чаниями без определенной высоты, а также средствами других видов техники. Сфера применения соноризма — произведения, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внеш­него мира.
Сопилка — народный духовой инструмент типа продольной флейты. Из­готовляется  из  древесины.   Звук сопилки — нежный,   похожий   на   звук флейты. Используется в оркестрах народных инструментов. Распро­странен на Украине, где черниговский мастер   А. Шленчик   разработал се­мейство сопилок. Подобный сопилке инструмент в России называется сопель, в Белоруссии — дудка.
Сопоставление тональностей — см. Модуляция.
Соппа  (от ит. Zoppa — хромой) — 1. Танец с характерным синкопиро­ванным ритмом, напоминающим ритм жиги. 2. Обозначение синко­пированного ритма, применявшееся в Италии XVII в. (ломбардский ритм).
Сопранисты — певцы-кастраты, входившие в состав хоров католической церкви XVI—XVIII вв., а также занимавшие ведущее положение в опере XVIII — начала XIX вв.
Сопрано (ит. soprano — верхний, высший) — 1. Высокий женский голос. Диапазон от с1 до с3 (иногда до b3). Ноты записываются в скрипич­ном ключе. Существуют колоратурные, лирико-колоратурные, лири­ческие, лирико-драматические и драматические сопрано, различаю­щиеся силой звука и тембром. 2. В учебном курсе гармонии — на­звание верхнего (первого) голоса. 3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из высоких детских или женских голо­сов.
Сопрановый ключ — один из ключей группы до, показывающий, что нота до первой октавы (с1) расположена на первой линейке нотного ста­на (см. Ключ).
Сортсико — баскский народный танец-песня в размере 5/8. Ритмы сортсико ис­пользовали П. Сарасате, И. Альбенис, М. Равель.
Состенуто   (ит. выдержанный, сдержанный, сосредоточенный) — испол­нительское обозначение, указывающее на выдерживание звука на одном уровне громкости.
Составные интервалы — интервалы, превышающие октаву. Составные интервалы можно рассматривать как сумму октавы и простого интервала. К составным интервалам от­носятся: нона (октава + секунда); децима (октава + терция); унде­цима (октава + кварта); дуодецима (октава + квинта), терцдецима (октава + секста), квартдецима (октава + септима), квинтдецима (октава + октава).
Соул — вокальная форма, развившаяся из культовой музыки амери­канских негров и заимствовавшая многие элементы ритм энд блюза.
Соул-джаз — дифференцированная форма хард бопа, в которой отраже­ны некоторые элементы культовой музыки американских негров соул-джаз берет начало от фанки.
Социология музыки (от лат. societa — общество и гр. logos — слово) — наука о взаимодействии общества и музыки и влияния конкретных форм ее бытования на музыкальное творчество, исполнительство и слушателей. Социология музыки изучает закономерности развития музыкальной культуры, формы музыкальной жизни общества, виды музыкальной деятельности, формирование музыкальных вкусов, потребностей и интересов, закономерности исполнительских трактовок и т. д.
Спикато (ит. spiccato — отрывать, отделять) — в игре на смычковых ин­струментах штрих, исполняемый броском смычка на струну для из­влечения каждого нового звука.
Спинет (ит. spinetta) — небольшой клавишный музыкальный инструмент прямоугольной формы, разновидность клавесина.
Спрингданс  (от норв. springe — прыгать) — норвежский крестьянский танец, исполняемый вприпрыжку. Признаки спрингданса — трехдольный размер, ускоряющийся темп, капризная ритмика. Известен спрингданс Э. Грига.
Спиричуэлс,  спиричуэл (англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, сочетающие элементы африканских исполни­тельских традиций (коллективная импровизация, характерная ритми­ка, глиссандовые звучания, экстатичность и др.) со стилистическими чертами хоровых гимнов и балладанглийских переселенцев.
Спутник — имитация темы фуги (Вождя) в квинту или кварту, прово­димая в другом голосе (см. Риспоста).
Средние голоса — все голоса многоголосной музыки, кроме верхнего (ме­лодии) и нижнего (баса).
Средневековые лады, церковные лады — название восьми (в конце эпо­хи Возрождения — двенадцати) монодических ладов профессиональ­ной музыки средневековья. Известны три системы обозначения средневековых ладов: 1. Нумерная парная с делением каждого лада на автентический (главный) и плагальный (побочный). 2. Нумерная простая — рим­скими цифрами от I до VIII. 3. Номинативная (именная) в назва­ниях греческой музыкальной теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийскии, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский. Ладовые категории средневековых ладов: финалис (глав­ный конечный тон), амбитус (объем напева) и реперкусса (тон повторения), соотношение которых образует основу структуры каж­дого из средневековых ладов. В средине XVI в. в систему средневековых ладов вошли еще 4 лада: эолийский, гипоэолийский, ионийский, гипоионийский. С установле­нием мажоро-минорной системы средневековые лады постепенно утрачивали свое значение, сохраняясь в католическом церковном обиходе.
Средняя певческая форманта — группа обертонов (в полосе от 900 до 1500 Гц), обеспечивающая фонетическую разнокачественность рече­вых звуков, надежность их слухового различения и помехоустойчи­вость речевого сигнала. Стабилизация полосы средней певческой форманты обеспечивает сглаживание, выравнивание гласных, сближение качества их звуча­ния при сохранении разборчивости, что является одним из показа­телей хорошей вокальной школы и высокого певческого мастерства.
Средняя часть — второй раздел (часть) трехчастной формы.
Стабат матер (лат. Stabatmaterdolorosa — стояла мать скорбящая) — одна из средневековых секвенций. С XV в. создавались многочислен­ные полифонические стабат матер. Выдающиеся образцы — у Ж. Депре, Д. Палестрины, Д. Перголези, И. Гайдна, позднее — у Ф. Шуберта, Ф. Листа, Д. Россини, Д. Верди, А. Дворжака, А. Серова. В XX в. Стабат матер создали К. Шимановский, К. Пендерецкий, Ф. Пуленк.
Ставка — аппликатурный   прием   игры   на   виолончели,   основанный   на прижатии струны внешней боковой стороной большого пальца левой руки. Применение ставки позволяет рас­ширить объем позиции до октавы.                                                           
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отры­вистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, испол­няемыми стаккато.
Старая  тональность — тональность, из которой происходит модуляция в другую (новую) тональность.
Старина — см. Былина.
Старофранцузский ключ — один из ключей группы соль, показывающий, что нота соль первой октавы (g1) находится на первой линейке нотного стана (см. Ключ).
Степень родства — см. Родство тональностей.
Стилизация — 1. Воспроизведение в искусстве характерных черт (фор­мы, приемов и т. д.) определенного стиля или направления. 2. Про­изведение, написанное в подражание какому-либо стилю.
Стиль   (лат. stylus, от гр. stylos — палочка для письма) — совокуп­ность средств и приемов художественной образности, исторически сложившаяся и отражающая эстетические воззрения различных групп общества определенной эпохи или творческого направления. Поняти­ем стиль  определяются значительные этапы развития искусства, его направления и школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, критический реализм, экспрессионизм, социалистический реализм и т. д., русский стиль, испанский стиль, восточный стиль, негритянский стиль и др.), то есть отражаются характерные признаки национального искусства или ис­кусства определенной этнической группы народов. Кроме того, тер­мином стиль обозначают индивидуальную творческую манеру компози­тора (стиль В. Моцарта, стиль Бетховена, стиль Прокофьева, стиль Шостаковича и т. д.) или исполнителя (стиль Шаляпина, стиль Рихтера и т. д.).
Столбица — система воспитания музыкального слуха, разработанная и опубликованная в 1923 году болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.  
Страдания — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разно­видность частушки лирического или комедийного содержания, исполняемой в медленном движении, напевной или напевно-речитатив­ной манере. Исполнение страданий обычно сопровождают виртуозной игрой на гармони или балалайке.
Страсти,   пассион (лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение для солистов, хора и оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. В XVI в. Страсти превратились в само­стоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних» и достигли наивысшего уровня в творчестве И. С. Баха (особенно в его «Страсти по Матфею»), благодаря глубокому гуманизму содержания, далеко выходящего за рамки церковных догматов.
Стретта  (ит. stretta — сжато) — 1. Проведение темы в фуге, при кото­ром тема вступает в последующем голосе еще до окончания ее в предыдущем (как в каноне). 2. Заключительный эпизод музыкаль­ного произведения (концерта) или его части (финал картины или действия в опере), исполняемые в стремительном темпе (напр., стретта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди).
Стретто   (ит. stretto — сжатый) — ускорение темпа, доведение его до стремительного.
Строгий стиль — 1. Стиль полифонической музыки, для которого харак­терна строгая определенность интонационных и ритмических норм (диатоничность, использование натуральных ладов, ритмическая про­стота, размеренность движения). Строгий стиль типичен для хоровой полифо­нической музыки а капелла XV—XVI вв. 2. Раздел учебного курса полифонии или контрапункта.
Строй — 1. Соотношение звуков по высоте, выраженное в математиче­ских величинах (чистый строй, пифагоров строй, неравномерно-тем­перированный строй, темперированный строй). 2. Частота колебаний, принятая в качестве эталона для определения высотного положения звучания певческого голоса или музыкального инструмента.  3. Высота настройки струн (на струнном инструменте). 4. Строй транс­понирующих инструментов — соотношение между написанной но­той до (С) и реально звучащим на инструменте звуком (см. При­ложение XIII). 5. Строй оркестра, ансамбля или хора — степень высотного соответствия звучания инструментов или голосов, испол­няющих произведение, зафиксированного в нотах как в целом, так и между голосами и инструментами (напр., «чистый строй», «фаль­шивый строй»).
Строчное  пение — церковное двух-, трех- или четырехголосное пение, возникшее на Руси в XVI в. Основная мелодия строчного пения поручалась сред­нему голосу («путь»), другие голоса располагались над этой мело­дией («верх») и под ней («низ»). Партии строчного пения записывались крюка­ми над текстом, ритм зависел от декламационного склада текста. Во второй половине XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением.
Струна — упругая нить, натянутая на музыкальном инструменте и слу­жащая источником звука. Высота звучания струны зависит от ее длины, величины натяжения и качества материала, из которого она изго­товлена. В современных музыкальных инструментах применяют ме­таллические, жильные, шелковые, синтетические струны. Для получения низких звуков применяются струны обвитые тонкой проволокой (канителью).
Струнное  трио — 1. Камерный ансамбль, в который входят скрипка, альт и виолончель. 2. Произведение в форме сонатного цикла для трех инструментов.
Струнные инструменты — инструменты, в которых источником звука яв­ляется струна. По способу звукоизвлечения струнные интструменты делятся на щипко­вые, смычковые и клавишные (ударные и щипковые).
Струнный квартет — 1. Наиболее распространенный вид камерного ан­самбля, состоящий из четырех смычковых инструментов (двух скри­пок, альта и виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для четырех струнных инструментов (1).
Струнный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из пяти струн­ных инструментов (две скрипки, два альта, виолончель; или две скрипки, альт, две виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для пяти струнных инструментов.
Струнный оркестр — коллектив, состоящий из исполнителей на смычко­вых инструментах. Включает 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для такого состава писали музыку В. Моцарт, Э. Григ, Н. Мясковский, Б. Бриттен, Б. Барток, К. Пендерецкий и др.
Струнодержатель — см. Подгрифок.
Ступени  лада — звуки лада, имеющие порядковые номера от тоники вверх. Обозначаются римскими цифрами и имеют такие названия: I — нижняя тоника; II — верхний вводный тон; III — верхняя ме­дианта; IV — субдоминанта; V — доминанта; VI — нижняя медиан­та; VII — нижний вводный тон; VIII — верхняя тоника. По функ­циональному значению I, IV и V ступени являются главными, II, III, VI и VII — побочными. Ступени отсчитываются также от любого звука на определенные интервалы (см. Интервал).
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда. 
Субдоминанта  (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Че­твертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается рим­ской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субдоминант септаккорд — септаккорд, построенный   на II ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода из­менение динамики, темпа и др.
Субконтроктава — самая нижняя часть музыкального звукоряда. Звуки субконтроктавы обозначаются: а) в басовом ключе от ноты си на шестой доба­вочной линейке снизу и вниз до ноты до включительно; б) латин­скими прописными буквами с цифрой 2 справа внизу (напр., А2, В2, С2); в) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой 2 внизу справа (До2, Ре2, Ми2 и т. д.).
Субмедианта   (от лат. sub — под и медианта). 1. Обозначение звука VI ступени мажорного или минорного лада. 2. Название трезвучия, построенного на VI ступени лада.
Субмотив — мельчайшая поддающаяся выделению часть мотива, обла­дающая элементарной смысловой и образной самостоятельностью.
Субретка — театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая де­вушка, активно участвующая в любовной интриге молодых героев (напр., Сюзанна в оп. «Свадьба Фигаро» В. Моцарта).
Субсистема,  подсистема — периферийная ладотональная ячейка, входя­щая в тональность как общую систему (см. Переменные функции, отклонение).
Сурдина   (ит. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое для ослабления звучания смычковых, духовых, ударных инструментов. В фортепиано те же функции вы­полняет модератор (см.).
Сурма — старинный украинский духовой музыкальный инстру­мент, изготовленный из дерева.
Сутартине — литовские старинные женские трудовые народные песни. Древнейшие сутартине — эпические, позднейшие — лиричес­кие. Исполняются тремя певцами в форме канона. Сутартине использовали литовские композиторы — С. Вайнюнас, Б. Дварионас, Ю. Юзелюнас и др.
Сфорцандо    (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Сцена  (лат. scaena) — 1. Место для театрального представле­ния. 2. Часть спектакля, объединенная определенной дра­матической ситуацией и составом действующих лиц.
Сценарий (от лат. scaena) — 1. Детальное изложение содержа­ния балета с описанием танцевальных и мимических но­меров. 2. Драматургический план либретто (в опере, опе­ретте). 
Сценический  оркестр — духовой оркестр, участвующий в сце­ническом действии непосредственно на сцене (см. Банда).
Сюита   (фр. suite — последовательность,   продолжение) — 1. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. Части сюиты обычно контрастируют между собой, являясь порознь завершенными пьесами со своим содержанием и построением. В XVII—XVIII вв. сюита объединя­ла четыре танцевальные пьесы — аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли как танцевальные номера (менуэт, бурре, гавот, полонез и т. д.), так и такие пьесы, как ария, рондо, прелюдия, каприччио, увертюра и др. В XIX—XX вв. появились сюиты нового типа — программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. 2. Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной схемой.
Сямисэн, шамисэн — японский трехструнный щипковый инструмент, род­ственный лютне. Строй — квартовый или кварто-квинтовый.

 

 
 

новости:
25 .05.2006 появился новый раздел сайта - музыкальный словарь подробнее...
 

 
 
.     Copyright (c) 2006. classical-guitar. Все права защищены.      
Hosted by uCoz