А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;
Р
Равномерно-темперированный строй — см. Темперация.
Рага — один из видов индийской музыки, характерные особенности и характер исполнения которого формировались в течение многих столетий.
Раздельноречие, хомония — произношение слов с добавлением после согласных в закрытых слогах гласных (напр., вместо «видевше» видевоше, «грехом» — грехомо) или окончания «хомо» в окончаниях глаголов прошедшего времени (согрешихомо, восславихомо, пощадихомо и т. д.). Происхождение этого явления связано с утратой полугласных звуков старославянского языка (юс малый и юс большой) в разговорной речи и стремлением церкви сохранить их в богослужении. Хомовое пение было запрещено в XVII в.
Размер — см. Метр.
Разработка — I. Средний раздел сонатной формы, идущий после экспозиции и предваряющий репризу: тонально неустойчивая часть, в которой разрабатываются музыкальные темы экспозиции. 2. Развитие одной или нескольких тем.
Разрешение —1. Переход неустойчивого звука лада в устойчивый (или относительно устойчивый) на основе ладового тяготения. 2. Переход диссонирующего интервала в консонирующий. 3. Переход диссонирующего аккорда в консонирующий.
Ракоходное движение, возвратное, обратное движение — особый вид преобразования мелодии, темы или целого музыкального построения, заключающийся в исполнении этого построения в обратном направлении (от конца к началу). В практике ракоходное движение встречается в одном голосе, во всех голосах как способ образования производного построения, в ракоходном каноне (напр., у И. С. Баха). Разнообразно применение ракоходного движения в серийной музыке.
Раллентандо (ит. rallentando — замедляя) — обозначение главного, постепенного замедления темпа. Сокращения — rall., rallent.
Рапсод (гр. rhapsodos) — древнегреческий певец-сказитель.
Рапсодия (гр. rhapsodia — песнь рапсода, пение или декламация нараспев) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для рапсодии характерно использование подлинно народных тем. Широко известны «Венгерские рапсодии» Ф. Листа, «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина, «Украинская рапсодия» С. Ляпунова, «Славянские рапсодии» А. Дворжака, «Испанская рапсодия» М. Равеля и др.
Распев, роспев — песнопения православной церкви, характеризующиеся определенным фондом мелодий-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. Признаками каждого распева являются: тип попевок, тесситура, мелодический склад, ритмическое построение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее известные распевы: знаменный греческий, киевский, ростовский, успенский и т. д.
Распевание, распевка — исполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления солиста, ансамбля, хора.
Расположение аккорда — положение аккорда терцового строения (или септаккорда) и его обращений по отношению к октавному звукоряду. Расположение аккорда в четырехголосном изложении может быть: 1) тесным, при котором интервал между 1 и 3 голосами равен октаве; 2) широким, при котором интервал между 1 и 3 голосами превышает октаву.
Раструб — расширяющаяся часть трубки духовых музыкальных инструментов, образующая выходное отверстие.
Раунд (англ. round — круг) — английская национальная разновидность бесконечного канона.
Расширенная экспозиция — экспозиция фуги, в которой есть дополнительное проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими голосами, вступившими ранее.
Ре (rе) — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же что D или d. 2. Строй транспонирующих инструментов (in D), звучащих на тон выше записи (малый кларнет).
Ребаб, рабаб, рабоб — 1. Собирательное название смычковых инструментов у мусульман. 2. Арабский струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и 1—2-я струнами. Используется для аккомпанемента народными певцами у народов Индии, Египта, Малайского архипелага, северо-запада Африки и Средней Азии.
Ре бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является ре бемоль (то же, что Des-dur). Имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Ребро — горизонтальная черта, соединяющая несколько восьмых нот. Двойное рёбро соединяет шестнадцатые ноты, тройное — тридцать вторые и т. д.
Реверберация (лат. reverberate — отражать) — послезвучание, остаточное звучание, постепенно угасающий звук, образующийся в результате поступления в данную точку рассеянных и многократно отраженных волн после прекращения колебания источника звука. Реверберация имеет большое значение для акустики помещений, в частности больших концертных залов. С целью усиления акустического эффекта при помощи специальной аппаратуры в радиофицированных залах можно создавать искусственную реверберацию.
Ревю (фр. revue — обозрение) — театральное представление, состоящее из небольших сценок, вокально-инструментальных и цирковых номеров.
Регаль — 1. В XVI—XVIII вв. малый переносной орган с язычковыми трубами. Был инструментом для домашнего музицирования. 2. Язычковый регистр органа.
Регент (от лат. regentis — правящий) — руководитель хора в русской православной церкви. Регентами также назывались выпускники петербургской певческой капеллы, окончившие полный курс с правом преподавания пения в школах и гимназиях.
Регистр (от лат. registrum — список, перечень) — 1. Ряд звуков певческого голоса, характеризуемых одним механизмом голосообразования и обладающих одинаковыми тембровыми качествами. В голосах необученных певцов существуют два основных регистра: грудной и головной, резко отличающиеся друг от друга как характером звучания, так и механизмом образования. Выравнивание звучания голоса достигается т. н. прикрытием и смешиванием его регистров, приводящим к увеличению импеданса и приобретению одинообразности работы гортани — единорегистрового звучания голоса, при котором используются оба механизма — грудной и головной. Соотношение этих регистров как в звучании голоса, так и в механизме звукообразования переменно и определяется рядом взаимосвязанных факторов (типом голоса, участком диапазона, интенсивностью звучания и т. д.). 2. Участки диапазона музыкальных инструментов, характеризуемые единым тембром. Звучание инструмента (напр., кларнета) в различных регистрах существенно отличается. 3. Устройства, применяемые на струнных клавишных инструментах для изменения силы звука, а также его тембра (клавесин). 4. У органа — ряд труб сходной конструкции, издающих звуки разной высоты, но одинакового тембра.
Регтайм (англ. ragtime — отрезок времени) — 1. Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров конца XIX в., один из предшественников джаза. Характерным признаком регтайма являются две основные мелодические линии, не совпадающие ритмически; произвольная ритмически обостренная мелодия и четкий аккомпанемент в ритме быстрого шага. 2. Американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы регтайма От него произошли фокстрот, тустеп, уан-степ.
Редакция (от лат. redigo — упорядочиваю) — 1. Проверка и исправление текста литературного или музыкального произведения с целью подготовки его к печати. 2. Варианты текста произведения, возникающие в процессе его доработки, переработки или подготовки к новому исполнению. 3. Приспособление произведения к новым условиям музыкального или сценического исполнения. 4. Исполнительская трактовка музыкального произведения (нюансы, темпы, динамика, аппликатура и т. д.).
Ре диез минор — минорная тональность, тоникой которой является ре диез (то же, что dis-moll). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми); энгармонически равна ми бемоль минору.
Резонанс (фр. resonance — отзвук) — акустическое явление, при котором в результате воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы, отвечающие как на одну частоту (резонансовые челесты, подставка камертона и др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).
Резонансный пункт, пункт Морана — место в передней части неба (у корней верхних передних зубов), в котором при правильном звукообразовании возникает максимальная интенсивность внутренних ощущений фонации (см. Вокально-телесная схема). Этот термин в конце XIX в. ввел в вокальную педагогику А. Мишуга, называвший резонансный пункт также опорой звука (см.). В 1928 году Ж. Моран подтвердил существование резонансного пункта.
Резонансовые струны — струны, располагаемые под игровыми струнами и звучащие в результате их колебания. Резонансовые струны создают своеобразный оттенок тембра и в известной степени усиливают звучание инструмента
Резонатор (от лат. resonare — откликаться) — устройство с определенной частотой собственных колебаний, в котором в результате воздействия вибратора с такой же или очень близкой частотой возникают интенсивные колебания. В музыкальной практике используются акустические (струна, камертон, мембрана, дека и др.) и электрические (колебательные контуры) резонаторы.
Резонаторные отверстия — отверстия в корпусе музыкального инструмента, улучшающие его резонаторные качества. Резонаторные отверстия бывают круглыми (у гитары), эфобразными (у скрипки), треугольными, ромбообразными и т. д. Место и размеры резонаторного отверстия зависят от величины инструмента и его мензуры.
Реквием (от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Ре мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что D-dur). Имеет два диеза в ключе (фа, до).
Реминисценция (от лат. reminiscentia — воспоминание) — возвращение в музыкальном произведении темы или мотива в качестве напоминания о его более раннем проведении. Реминисценция широко используется в оперной музыке.
Ре минор — минорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что d-moll), Имеет один бемоль в ключе (си).
Реперкуссия (от лат. repercussio — отражение) — 1. В учении о фуге в строгом стиле проведение темы и ответа во всех голосах, следующее после экспозиции. 2. В григорианском пении — важнейший после финалис опорный тон лада, в котором концентрируется мелодическая напряженность (иначе — тенор, туба). Находится выше финалис на определенный интервал (от м. 3 до м. 6) для каждого лада и в совокупности с ним определяет ладовую принадлежность.
Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произведений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами, а также предназначенных для исполнения определенными составами исполнителей или солистами.
Репетиция (лат. repetitio — повторение) — 1. Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению. 2. Быстрое повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам). 3. Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция). 4. Фактурный элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
Реприза (от фр. reprise — повторение, возобновление) — 1. В сонатной форме — последний из основных разделов, следующий за разработкой. 2. Повторение раздела музыкального произведения. 3. Часть формы, ограниченная знаками повторения.
Респонсорий (от лат. response — отвечаю) — в католической службе — пение в форме диалога солиста и хора, чередование реплик священника и хора.
Рефрен (фр. refrain — припев) — 1. Основной раздел рондо, повторяющийся несколько раз. 2. Второй раздел куплетной формы — припев.
Речитатив (от лат. recito — читать вслух) — вокальная мелодия, приближающаяся к интонациям разговорной речи, не имеющая законченной композиционной формы. Существует два основных вида речитатива: сухой, исполняемый «говорком» в произвольном ритме и поддерживаемый отдельными выдержанными аккордами (напр., в опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и др.) и аккомпанированный речитатив — более мелодичный, с четким ритмом и насыщенным музыкальным сопровождением (напр., в опере «Каменный гость» А. Даргомыжского). Чаще всего речитатив предваряет арию в опере, кантате, оратории.
Ригодон — французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца — оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.
Рил (англ. гееl — вихрь) — народный хороводный танец, распространенный в Ирландии и Шотландии. Размер 4/4. Темп быстрый.
Рилио — современный бальный танец, созданный на основе литовской польки. Музыка Г. Пауга. Размер 4/4. Исполняется в быстром темпе.
Риспоста (ит. risposta — ответ, возражение) — второй и последующие голоса в имитационно-полифонических произведениях (каноне, фуге, имитации и др.), которые имитируют пропосту.
Ритардандо (ит. ritardando — замедляя, задерживая) — плавное, постепенное замедление темпа, совпадающее с ритенуто и раллентандо.
Ритенуто (ит. ritenuto — задерживая) — неподготовленное замедление темпа.
Ритм (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
Ритм энд блюз — урбанизированная модификация блюза, отличающаяся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.
Ритмика — 1. Совокупность проявлений ритма в музыке. 2. Теория ритма, один из основных разделов античной теории музыки. 3. Система упражнений, учебный предмет, задачей которого является развитие ритмического чувства.
Ритмический рисунок — определенный порядок группировки долей такта или самих тактов, последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).
Ритмическое воспитание — система художественного воспитания, применяемая для воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма, пластичности (для этого используются специальные упражнения, опирающиеся на связь музыки и движений). В нашей стране ритмическое воспитание является одним из средств эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, музыкальных школах, хореографических, педагогических, культурно-просветительных училищах и других учебных заведениях.
Ритмическое деление — деление ритмической единицы на равные части (две и более). Основной вид ритмического деления — деление на две длительности: целой ноты — на две половинные; половинной — на две четвертные; четвертной — на две восьмые и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три: целой с точкой — на три половинные; половинной с точкой — на три четвертные и т. д. Существуют также ритмические фигуры, образуемые другими способами деления — дуоль, триоль, квартоль и т. д. (см. Приложение XV).
Ритурнель (от ит. ritorno — возвращение) — 1. В вокальной музыке — инструментальный эпизод, исполняемый в начале и в конце каждой строфы песни, романса, оперной арии и т. д. 2. В танцевальной музыке — вступительный и заключительный инструментальный отыгрыш в танце. 3. В балете XVII—XVIII вв.— инструментальное вступление к танцу.
Рифф — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминающейся фразы, с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, современном джазе.
Ричеркар (ит. ricercare — искать) — произведение полифонического склада, состоящее из нескольких разделов, непрерывно переходящих один в другой. В каждом разделе развивается своя тема в форме имитаций, что и создает впечатления поиска каждым голосом темы. Вершины своего развития ричеркар достиг в творчестве Д. Фрескобальди. В XX в. к ричеркару обращаются Д. Малипьеро, Б. Мартину, А. Казелла, И. Стравинский.
Ричерката (от ит. ricercare — искать) — разновидность фуги с особенно сложными приемами композиционной техники (увеличения и обращения тем, разработанные стретты и т. д.).
Рог — духовой музыкальный инструмент, изготовляемый из рогов животных. Первоначально был ритуальным инструментом, применялся охотниками, пастухами, воинами. В дальнейшем использовался и как духовой инструмент (Цинк, Серпент).
Рог охотничий — духовой мундштучный инструмент, предшественник валторны. Использовался для подачи охотничьих сигналов. Звукоряд охотничьего рога натуральный, звук резкий, сильный.
Родство тональностей — соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, которые состоят из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов родство тональностей имеет три степени: первая степень — тональности, в которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства (две того же лада и четыре — противоположного); напр., для C-dur — G-dur, F-dur, d-dur, e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll — g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur, G-dur; вторая степень— тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur—В-dur, D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll; третья степень — тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия. Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну того же лада и четыре — противоположного); напр., для C-dur — Fis-dur, fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll — fis-moll, Fis-dur, H-dur, E-dur, A-dur.
Рожечники — исполнители на русских рожках.
Рожок — русский народный духовой инструмент. Деревянная или берестяная трубка с раструбом на конце.
Рожок английский — см. Английский рожок.
Рожок почтовый — духовой мундштучный инструмент с коническим стволом без вентилей или клапанов. Использовался для оповещения о прибытии конной почты. Рожок почтовый — предшественник корнет-а-пистона.
Розвод, развод — расшифровка сокращенно записанного особыми знаками участка мелодии знаменного распева с помощью обычной нотации.
Розетка (фр. rosette — розочка) — у струнных инструментов украшение (инкрустация, мозаика, интарсия и т. д.), окружающее резонаторное отверстие и одновременно предохраняющее его от повреждений.
Рок-н-ролл (англ. rock'n'roll, rockandroll — качайся и крутись) — направление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки (см.), получил развитие в различных жанрах — вплоть до опер в стиле «рок» — «Волосы» (коллективное произведение). «Иисус Христос — суперзвезда» (муз. Л. Уэббера).
Романеска (ит. romanesca — римская) — итальянский народный танец. Размер 2/4 или 2/2. Темп оживленный, веселый.
Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из музыки Д. Шостаковича к кинофильму «Овод»). Примеры романса наблюдаются в творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.
Рондино (ит. rondino — маленькое рондо, кружочек) — небольшая пьеса, написанная в форме рондо.
Рондо (ит. rondo — круг) — музыкальная форма, в которой рефрен, чередуясь с эпизодами различного содержания, повторяется много раз. Классические образцы рондо создали И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, Ф. Э.Бах, М. Глинка, Р. Шуман и др.
Рондо-соната — форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Подобно сонатной форме имеет экспозицию и репризу, подобно рондо — не менее трех проведений рефрена в основной тональности. Существуют две формы рондо-сонаты — с центральным эпизодом и с разработкой.
Рояль (от фр. royal — королевский) — струнный ударно-клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано (см.), в котором струны, дека и механика расположены горизонтально. У рояля особая крыловидная форма корпуса. По размерам рояли делятся на концертные (длина до 3 м.), салонные (около 2 м.), кабинетные (1,6—1,8 м.) и миньон (1,1—1,5 м.).
Рубато (ит. rubato) — ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.
Рулада (фр. roulade — катать взад и вперед) — виртуозный вокальный пассаж, исполняемый в быстром движении. Наиболее распространены хроматические рулады.
Румба (исп. rumba) — бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением последней части. Современная румба возникла на Кубе и получила широкое распространение.
Руны — старинные карело-финские и эстонские эпические песни, исполнявшиеся двумя певцами в сопровождении кантеле. Из рун составлены эпосы «Калевала» и «Калевипоэг».
Русский лирический — современный бальный танец, в котором отражены черты русского хоровода. Размер 2/4. Исполняется в умеренном темпе.
С
Саз (перс.) — струнный щипковый инструмент, распространенный у народов Закавказья, Афганистана, Ирана, Турции и др. стран Востока. Имеет долбленный из дерева корпус грушевидной формы, длинную шейку с ладами и три группы струн — мелодическую, бурдонную и аккомпанирующую. Основной аккомпанирующий инструмент ашугов используется также для ансамблевой и оркестровой игры.
Сазандари — музыкант-исполнитель на сазе или других народных инструментах в Закавказье.
Сайдмен — музыкант джазового оркестра.
Саксгорн (анг. и нем. Saxhorn, от фамилии изобретателя и Horn — рог) — семейство медных духовых мундштучных инструментов. Разновидности саксгорна — сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Сконструированы бельгийским мастером А. Саксом в 1845 г. на основе бюгельгорнов. Используются в духовых оркестрах.
Саксофон (фр. saxophone, от фамилии изобретателя и гр. phone — звук, буквально — звук Сакса) — духовой язычковый музыкальный инструмент, изобретенный А. Саксом в 1841 г. В семейство саксофонов входит семь разновидностей: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон-сопранино и саксофон-сопрано имеют прямую форму, остальные — S-образную. Изготовляется из металла (латуни, серебра). Имеет сильный, выразительный звук своеобразного тембра и большие технические возможности. Используется преимущественно в джазе, реже — в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент.
Саламури — грузинская свистковая флейта с 5—7-ю игровыми отверстиями на лицевой стороне и 1 — на тыльной стороне ствола. Звукоряд диатонический, распространена в бытовом музицировании, входит в состав грузинского оркестра народных инструментов.
Салонная музыка — развлекательная музыка XIX — начала XX вв., характеризуемая сентиментальностью и мелодраматизмом. Основной жанр салонной музыки вокальная или инструментальная миниатюра.
Сальтарелло — итальянский танец народного происхождения, исполнявшийся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Музыкальный размер нерегулярный — чередование тактов в размерах 6/8 и 3/4. Близок к гальярде.
Самба — современный бальный танец, построенный на бразильской народной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.
Самбука — название разных типов музыкальных инструментов. В Древнем Риме и Италии в XIV в.— струнный щипковый инструмент типа угловой арфы, в средние века — духовой язычковый инструмент.
Самодеятельность музыкальная — творчество людей, для которых искусство не является профессией. Музыкальная самодеятельность охватывает как сферу исполнительства (индивидуального и коллективного), так и создания музыкальных произведений.
Санктус (лат. SanclusDominus — святой боже) — раздел католической мессы, располагающийся между Кредо и Агнус Деи, отличающийся просветленно-торжественным ликующим характером.
Сарабанда (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и величественно, хотя в литературе (М. Сервантес) она определяется как озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет; в классической старинной танцевальной сюите сарабанда находится между курантой и жигой. Своего расцвета сарабанда достигла в инструментальных сюитах Г. Генделя и И. С. Баха.
Саранги — индийский струнный смычковый инструмент с 3—4-я игровыми и 11—15-ю резонирующими струнами. Используется для сопровождения танцев и театральных представлений.
Сарсуэла — испанская разновидность музыкально-сценического представления, близкого оперетте.
Сарюсофон — духовой язычковый музыкальный инструмент, созданный в 1856 г. во Франции В. Саррюсом. Существуют 6 разновидностей сарюсофонов — сопрано, контральто, тенор, баритон, бас, контрабас. Сарюсофон-контрабас использовался К. Дебюсси («Игры») и М. Равелем («Испанская рапсодия») вместо контрафагота.
Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.
Светомузыка, цветомузыка — синтез музыки и световых эффектов на основе синопсии. Специальная аппаратура позволяет «переводить» музыку на «язык» различных световых комбинаций и таким образом исполнять как специально написанные для светомузыки произведения, так и другие пьесы. Приоритет создания светомузыкальной композиции, основанной на обращении к цветному слуху, к пониманию слышимого и видимого как субъективно-психологического феномена, принадлежит А. Скрябину, который ввел в партитуру специальную партию — «свет», записанную обычными нотами («Прометей»).
Свинг (англ.) — балансирование, качание. Характерный элемент исполнительской техники джаза, постоянная ритмическая пульсация, несовмещение акцентов мелодической и ритмической линий.
Свирель — народный духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из дерева (теперь пластмассы или металла) и камыша. Встречаются одноствольная, двуствольная и многоствольная свирель. Входит в оркестр народных инструментов.
Свободная форма — свободное построение музыкальных произведений, т. е. форма, которая не соответствует установленным типовым структурным построениям (см. Музыкальная форма).
Свободный стиль — стиль полифонической музыки, отличающийся от строгого стиля (см.) большим разнообразием построения мелодии, преобладанием двух ладов — мажора и минора, широким использованием инструментальных форм. Вершиной свободного стиля является творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В широком смысле к свободному стилю относят различные стили, отличающиеся от строгого стиля.
Связующая партия (часть) — 1. Раздел сонатной экспозиции (или репризы), связывающий главную партию с побочной. Следует за изложением основного тематического материала и подготавливает появление побочной партии. 2. Переход от одного раздела к другому в музыкальных формах различного построения (напр., в трехчастной форме или рондо).
Севильяна — см. Сегидилья.
Сегидилья (исп. seguidilla) — испанский народный танец-песня, исполняемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными ритмическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет. В музыкальной литературе широко известна сегидилья из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Секвенция (лат. sequentia — следование, продолжение) — 1. Вид религиозного средневекового песнопения, возникшего из юбиляций, распевавшихся после «Аллилуйя» на разные гласные. 2. Последовательное перемещение мелодического или гармонического оборота на другой высоте, следующее за первым проведением как его продолжение. Секвенция, проходящая в одной тональности, называется тональной, если же обороты секвенции изложены в разных тональностях — модулирующей.
Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. Малая секста — интервал, равный 4 тонам; большая секста — 41/2 тонам; увеличенная секста — 5 тонам; уменьшенная секста — З1/2 тонам. 2. Шестая ступень от заданной.
Секстаккод — первое обращение трезвучия, т. е. такой его вид, когда басовой опорой является терцовый тон (см. Обращение аккорда). Между басом и основным тоном (крайними звуками аккорда) образуется секста (отсюда название). Обозначается цифрой 6.
Секстет (от лат. sextus — шестой) — 1. Ансамбль, состоящий из шести исполнителей. 2. Произведение для шести исполнителей с отдельной партией у каждого.
Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания. Образована делением четырех или пятидольного такта на шесть равных частей (см. Приложение XV).
Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, образованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. Малая секунда равна 1/2 тона; большая секунда — 1 тону; увеличенная секунда — 1 1/2 тона. 2. Вторая ступень от заданной.
Секундаккорд — третье обращение септаккорда (см. Септаккорд), т. е. такой его вид, когда басовой опорой является септимовый тон. Название происходит от интервала секунды, образующегося между басом аккорда и его основным тоном. Обозначается цифрой 2 (см. Приложение XIV).
Семейство инструментов — группа инструментов, одинаковых по принципу устройства и звукоизвлечения, но различных по размерам. Существуют различные семейства музыкальных инструментов: смычковые, домровые, духовые деревянные, флейты, саксгорны и т. д.
Семидольный такт — такт, состоящий из семи долей.
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в басу. Первое обращение септаккорда называется квинтсекстаккордом (обозначается 65); второе обращение — терцквартаккордом (43); третье обращение— секундаккордом (обозначается цифрой 2). Септаккорд, образующий большую септиму между крайними звуками, называется большим. Септаккорд с малой септимой — малым. Септаккорд, состоящий из трех малых терций, называется уменьшенным. Главными разновидностями септаккорда по положению в ладу являются: доминантсептаккорд (септаккорд на доминанте); вводный септаккорд (на VII ступени); субдоминантсептаккорд (на II ступени). Название септаккорд происходит от интервала септимы, образующегося между крайними звуками аккорда (подробную информацию о построении септаккордов можно получить в 163 уроке «Школы»).
Септет (от лат. septem — семь) — 1. Ансамбль, состоящий из семи исполнителей. 2. Произведение для семи исполнителей с отдельной партией у каждого.
Септима (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. Малая септима имеет 5 тонов; большая септима — 51/2 тонов; уменьшенная септима — 41/2 тона. 2. Седьмая ступень от заданной.
Септимовый тон — звук септаккорда или нонаккорда, который в тесном расположении является четвертым снизу; иначе — септима аккорда. Обозначается цифрой 7.
Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания. Образуется в результате деления четырех-, шести- или восьмидольного такта на семь равных частей (см. Приложение XV).
Серенада (фр. sera — вечер) — 1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании. 2. В XVII—XVIII вв. — жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцарта). 3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.
Сериальность, сериализм — разновидность серийной техники, при которой применяются серии различных параметров (напр., серии высот и ритма или высот, ритма, динамики, агогики и темпа). От полисерийности отличается тем, что не использует одновременно двух или более серий одного параметра (напр., высотного), а сочетает разные серии (напр., последовательность высот регулируется высотной серией, а продолжительность звуков — серией длительностей). Сериальность возникла как распространение принципов высотной серии на другие параметры (длительность, регистр, артикуляцию, тембр, агогику и т. д.). Распространение принципов серийности на все параметры музыки называется тотальной сериальностью, которая ведет к алеаторике. К сериальности обращались в своем творчестве А. Вебери, О. Мессиан, П. Булез, А. Шнитке и др.
Сериальная техника — метод сочинения музыки, использующий серии двух и более параметров (напр., серии высот и ритма или серии высот, ритмов, динамики, артикуляции, тембров).
Серийная музыка — музыка, сочиненная с помощью серийной техники. В серийной музыке не предусматривается использование какой-либо гармонической системы. Она избирается композитором для данного произведения вместе с серией, когда, по мнению автора, мажоро-минорная система оказывается недостаточной для воплощения его замысла. Серийная музыка не применяется для сочинения бытовых песен, танцев, эстрадной музыки, хотя образный диапазон серийной музыки достаточно широк (напр., поэма о любви «Свет глаз» А. Веберна, библейская легенда «Моисей и Аарон» А. Шенберга, Шесть картин А. Бабаджаняна, драма «Лулу» А. Берга и др.).
Серийная техника — 1. Техника музыкальной композиции, основанная на повторениях (проведениях) серий любого параметра, а также их сочетаний. 2. Метод сочинения музыки, использующий только высотные серии, т. е. техника додекафонии.
Серия — комбинация из 12 звуков хроматической гаммы — полная серия или 10, 8, 5, 4 звуков — микросерия, представляющая собой комплекс интервалов со строго определенным порядком следования звуков. Додекафонная серия имеет четыре формы (модуса): основную, обратную (ракоходную), инверсию, обратную (ракоходную) инверсию. Каждую форму можно излагать от любого из 12 звуков хроматической гаммы. Общее количество форм — 48, все формы равнозначны. Серия, представляющая собой немногозвучный фрагмент полной серии, называется субсерией. Высотная серия является основой додекафонной техники А. Шенберга. В сериальной музыке используются не только звуковысотные, но и ритмические, тембровые, динамические, артикуляционные, регистровые серии. Принцип серии — отказ от ладовых тяготений, равноправность всех звуков, возвращение к начальному звуку после использования всех тонов серии.
Серпент — старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк.
Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.
Си бемоль — 1. Одно из слоговых названий звуков, то же, что В или b. 2. Строй транспонирующих инструментов (in В), звучащих: а) на тон ниже записи (кларнет, труба, корнет); б) на семь тонов (большая нона) ниже записи (бас-кларнет, духовые медные инструменты — тенор и баритон).
Си бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является си бемоль (то же, что B-dur); имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Си бемоль минор — минорная тональность, тоникой которой является си-бемоль (то же, что b-moll); имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Сигнальная музыка — музыка прикладного назначения, включающая военные, спортивные, пионерские, охотничьи, приветственные, оповещающие и др. сигналы, подаваемые при помощи горнов, труб, фанфар, барабанов, бубнов, колоколов и т. д.
Сигнатуры (от лат. signum — знак) — знаки музыкальной нотации, применяемые, главным образом, в генерал-басе для обозначения созвучий.
Сила звука — см. Громкость.
Сильная доля — см. Доля такта.
Си мажор — мажорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что H-dur); имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Си минор — минорная тональность, тоникой которой является нота си (то же, что h-moll); имеет два диеза в ключе (фа, до).
Симметричные лады — лады, звукоряды которых образованы в результате деления октавы на разное количество (2, 3, 4, 6) равных частей. Существует четыре основных типа симметричных ладов: I — целотонный (12:6 — целотонное шестизвучие); II — уменьшенный или малотерцовый (12:4 — уменьшенный септаккорд); III — увеличенный или большетерцовый (12:3 — увеличенное трезвучие); IV — тритоновый (12 : 2 — тритон).
Симфониетта (ит. simfonietta) — небольшая симфония. Название указывает на меньшее время звучания и ограничение состава исполнителей. Жанр симфониетта получил распространение в XX в. (М. Регер, Б. Бриттен, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Шебалин и др.).
Симфонизм — метод музыкальной композиции, основанный на всестороннем раскрытии художественного замысла в процессе движения, изменения и конфликтных столкновений музыкальных образов, широком размахе, интенсивной динамике и целеустремленности музыкального развития, вовлечения всей оркестровой массы в процесс изложения и преобразования тематического материала. Этот термин введен Б. Асафьевым.
Симфоническая картина — одночастное симфоническое произведение, программа которого имеет изобразительный или описательный характер; одна из разновидностей программной музыки (напр., «В Средней Азии» А. Бородина, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Запорожцы» Р. Глиэра).
Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К жанрам симфонической музыки относятся: симфония, симфониетта, симфоническая картина, симфоническая поэма, концерт для инструмента соло с оркестром, сюита, увертюра, фантазия и т. д.
Симфоническая поэма — крупное одночастное симфоническое произведение, в музыкальных образах воплощающее конкретный сюжет, поэтическую или философскую идею (напр., «Фатум» П. Чайковского, «Моя родина» Б. Сметаны, «Поэма экстаза» А. Скрябина, «Битва гуннов» Ф. Листа и т. д.). Симфоническая поэма является одним из основных жанров программной музыки. Родственными симфонической поэме являются симфоническая картина, легенда, фантазия, эскиз и др.
Симфоническая фантазия — симфоническое произведение, написанное на сюжет (программу) с элементами фантастики, полета художественного воображения. Примерами симфонической фантазии являются «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Франческа да Римини» П. Чайковского, «Утес» С. Рахманинова и др. Симфоническая фантазия также называется оркестровое произведение, основанное на свободной разработке заимствованных тем или народных мелодий («Фантазия на темы Рябинина» А. Аренского, «Фантазия на сербские темы» Н. Римского-Корсакова).
Симфонический оркестр — наиболее совершенный вид оркестра, состоящий из смычковых, духовых и ударных инструментов и участвующий в исполнении симфоний, опер, балетов и др. произведений, написанных для симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр — результат длительного исторического развития оркестровой музыки. Он сформировался в конце XVIII ст. в творческой практике И. Гайдна. В XIX—XX вв. увеличился состав симфонического оркестра, значительно обогатилась его звуковая палитра. Большую роль в этом сыграло творчество композиторов Г. Берлиоза, К. Дебюсси, Б. Бартока, Г. Малера, М. Равеля Р. Штрауса, И. Стравинского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Лятошинского, А. Хачатуряна и др. Несмотря на то, что состав симфонического оркестра в основном сложился, продолжается его дальнейшее развитие, главным образом, за счет ввода новых инструментов (напр., электронных) (см. Оркестр).
Симфония (гр. symphonia — созвучие) — 1. Крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, симфония состоит из четырех частей, однако встречаются симфонии из большого или меньшего количества частей. Иногда в симфонии используются также певцы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и особенно Л. Бетховен. Виднейшими мастерами симфонии были Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, А. Дворжак; в русской музыке А. Бородин, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и др. 2. В XVIII в. симфонией назывались вступительные части сюит, а также оркестровые вступления к операм.
Сингл ноут — способ игры на фортепиано без использования в партии правой руки аккордовой техники. Широко распространен в практике современного джаза.
Синкопа (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.
Синопсия (от гр. syn — вместе и opsis — взгляд) — зрительно-слуховые ассоциации. Связь между звуком и светом, влияющая на процесс создания и восприятия музыки, была известна еще народам Индии, Китая и др. Некоторые музыканты (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин) обладали способностью испытывать конкретно-цветовые ощущения от различных тональностей, аккордов, тембров, и наоборот, звуковые представления от цветовых красок. Эта способность нашла воплощение в создании произведений, в которых свету отводилась роль полноправного компонента (см. Светомузыка).
Сиринкс — 1. Древнегреческая одноствольная флейта. 2. Род многоствольной флейты Пана.
Сиртаки — массовый современный греческий танец на музыку М. Теодоракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп — вначале умеренный, ускоряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к умеренному.
Систр — античное название древне-египетской храмовой погремушки.
Ситар — индийский струнный щипковый инструмент семейства лютневых с корпусом из тыквы. Ситар имеет 7 основных и 13 резонирующих струн. Играют на ситаре сидя, звук извлекают плектром (мизрабом). Входит в классический ансамбль как солирующий инструмент, используется для исполнения индийской музыки северной традиции.
Сицзюй — китайская музыкальная драма, возникшая в XII в.
Сицилиана (ит. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера. Музыкальные размеры 6/8, 9/8, 12/8. Темп умеренный. Сицилиана была широко распространена в инструментальной и вокальной музыке (А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, П. Масканьи и др.).
Сказитель — исполнитель (часто и автор) былин, сказов, эпических и исторических песен, творчески развивающий исполняемые произведения в самом процессе исполнения. Выдающиеся сказители — Иван и Тимофей Рябинины, А. Крюкова, И. Федосова, А. Оленичева.
Скальд (исл. scald — певец) — поэт-певец в древней Исландии и Норвегии.
Скерцо (ит. scherzo — шутка) — музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами. 1. В XVI—XVII вв. трехголосные канцонетты и одноголосные вокальные пьесы на тексты шуточного, игривого характера. Образцы — у К. Монтеверди, Б. Марини, А. Брунелли. 2. С XVII в.— инструментальная пьеса, близкая к каприччо. 3. С XVIII в. одна из частей (обычно третья) сонатно-симфонического цикла. Для скерцо типичны быстрый темп, размер 3/4 или 3/8. Классический тип скерцо сложился в творчестве Л. Бетховена, который ввел серцо в симфонию вместо менуэта. 4. Самостоятельная музыкальная пьеса у романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс).
Скерцино (ит. scherzino — шуточка) — небольшое скерцо. Скерцино обычно пишутся для фортепиано или солирующего инструмента (скрипка, виолончель и др.) с сопровождением фортепиано. Образцы — скерцино №3 в Венском карнавале Р. Шумана, «Швея» и «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского и др.
Склад — тип музыкальной фактуры (полифонический, гомофонный, аккордовый, подголосочный склад) или мелодики (речитативный, кантиленный склад).
Скоморох — странствующий народный артист времен средневековой Руси. Скоморохи были музыкантами, певцами, акробатами. Их выступления проходили на площадях, рынках и т. д. Свои выступления скоморохи сопровождали игрой на гуслях, волынке, гудке.
Скордатура (ит. scordatura, от scordare — расстраивать) — временное изменение принятой настройки струнных музыкальных инструментов, что позволяет облегчить исполнение некоторых аккордов и интервалов, изменить диапазон, тембр и силу звука.
Скрипка (от старосл. скрыпати — скрипеть, ит. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий по тесситуре из инструментов скрипичного семейства. Строй струн: g, d1, a1, e2. Диапазон скрипки более четырех октав. Основной способ звукоизвлечения — ведение смычком по струне, применяется также игра щипком — пиццикато. Происхождение скрипки точно не установлено, хотя известно, что еще в XIV в. на землях западной Украины, Белоруссии и Польши бытовали смычковые инструменты «скрипица», «скрипель», обладавшие многими признаками скрипки Благодаря особым выразительным возможностям и качествам звука, скрипка стала ведущим инструментом в Европе, вызвав к жизни новые инструментальные жанры (сольную сонату и концерт), а также появление выдающихся скрипачей — Н. Паганини, Р. Крейцера, Г. Венявского, Л. Шпора, Э. Изаи, И. Хандошкина, П. Сарасате и др. Скрипка — основной инструмент в составе струнных ансамблей, камерного, симфонического оркестров и других. Широко распространена скрипка как народный инструмент в ряде стран, в том числе и на Украине, где она входит в состав «троистых музык».
Скрипичный ключ — ключ группы соль. Обозначает, что нота соль первой октавы (g1) расположена на второй линейке нотоносца (см. Ключ).
Скудучяй — литовская многоствольная флейта, род флейты Пана. Используется в ансамблях из 3—6 человек, где каждый исполнитель играет на 1—3 скудучае.
Скэт — импровизационный способ джазового пения, при котором используются отдельные фразы, слова и звукосочетания, не имеющие какого-либо смысла. В джазе скэт применяется как имитация инструментального исполнения.
Слабая доля — см. Доля такта.
Слендро — один из основных звукорядов (наряду с пелогом) яванской и индонезийской музыки. На Яве считается мужественным ладом.
Словари музыкальные — справочные книги, содержащие расположенные в алфавитном порядке статьи по вопросам музыкального искусства. Словари музыкальные бывают терминологические, биографические, энциклопедические, специализированные.
Сложные такты — такты, имеющие несколько акцентов, из которых сильнейшим является первый. Сложные такты рассматриваются как соединение нескольких простых тактов. По количеству содержащихся в них акцентов сложные такты делятся на двухчастные, трехчастные и четырехчастные, а по структуре составляющих их простых тактов делятся на симметричные и несимметричные такты.
Сложный контрапункт — полифоническое соединение двух или нескольких голосов, при котором разрешается их вертикальное или горизонтальное перемещение.
Слоуфокс — медленный фокстрот.
Слух — способность (человека) воспринимать слух. Слух музыкальный — способность воспринимать звуки различной высоты, силы, длительности, тембра, анализировать соотношение звуков, запоминать и осознанно воспроизводить их. Слух абсолютный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука без сравнения его со звуком, высота которого известна. Слух относительный — способность узнавать или воспроизводить высоту звука, сопоставляя его со звуком, высота которого известна. Слух гармонический — способность воспринимать и анализировать многоголосную музыку, качество и характер связей между звуками, их консонантность и диссонантность. Слух интонационный — способность различать и воспроизводить незначительные интонационные отклонения в пределах одной ступени звукоряда. Слух внутренний — способность представлять музыку, не воспроизводя ее никаким образом в результате просматривания нотного текста, представляя ее в памяти или создавая в процессе творчества. Слух тембровый — способность различать тембровую окраску голосов, звука. Слух вокальный (см. Вокальный слух).
Смешанное расположение — такое расположение аккорда в четырехголосном сложении, при котором интервал между первым и третьим голосами равен октаве, а расстояние между третьим голосом и басом не учитывается.
Смешанные такты — см. Несимметричные такты.
Смешанный хор — хор, состоящий из мужских и женских (или детских) голосов.
Смычковые инструменты — струнные музыкальные инструменты, на которых играют смычком. К смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также некоторые народные инструменты (напр., Гудок).
Смычок (от старослав. смыкати — тащить, волочить) — тонкая деревянная трость с натянутым пучком конских волос. При помощи смычка, натираемого канифолью, исполнитель извлекает звук на струнных смычковых инструментах.
Совершённая модуляция — см. Модуляция.
Совершенная система — в теории древнегреческой музыки составная система звукоряда, объединяющая ряд октавных ладов.
Согласные — звуки человеческой речи, образуемые шумом струи воздуха, проходящей через речевой аппарат. Согласные образуются без участия голоса или при незначительном его участии (звонкие, сонорные, вибранты).
Созвучие — одновременное звучание нескольких звуков. Основные виды созвучий: а) унисон — одновременное звучание нескольких звуков одной высоты; б) интервал — одновременное звучание двух звуков разной высоты; в) аккорд — одновременное звучание трех или более звуков различной высоты.
Соинари — грузинский духовой инструмент, род флейты Пана. Используется как сольный и ансамблевый инструмент у пастухов Гурии и Мингрелии.
Солист (ит. solista, от лат. solus — один, единственный) — 1. Исполнитель музыкального произведения для одного голоса или инструмента. 2. Исполнитель самостоятельной партии в опере, оратории, кантате, ансамбле, хоре.
Соло (ит. solo — один) — 1. Музыкальное произведение для одного исполнителя (с сопровождением или без него). 2. В симфонических, хоровых и других крупных произведениях — самостоятельная партия или эпизод, исполняемые солистом. 3. Самостоятельное выступление одного исполнителя.
Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g). 2. Строй транспонирующих инструментов (in G), звучащих на 21/2 тона ниже, чем написано (альтовая флейта). 3. Название ключа.
Соль бемоль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль бемоль (то же, что Ges-dur). Имеет шесть бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль, до). Энгармонически равна фа-диез мажору.
Соль диез минор — минорная тональность, тоникой которой является соль-диез (то же, что gis-moll). Имеет пять диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля).
Соль мажор — мажорная тональность, тоникой которой является соль (то же, что G-dur). Имеет один диез в ключе (фа).
Сольмизация (от лат. sol — mi — обозначение перехода из одного условного звукоряда в другой).— 1. Система слоговых названий музыкальных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si). 2. Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов. 3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Соль минор — минорная тональность, тоникой которой является соль (то же, что g-moll). Имеет два бемоля в ключе (си, ми).
Сольфеджио (ит. solfeggio, от solfa — ноты) — 1. Учебная вокально-хоровая дисциплина, содействующая развитию музыкального слуха учащихся. Курс сольфеджио состоит из вокальных упражнений, исполняемых по нотам с произнесением их слоговых названий (сольфеджирование), слухового анализа музыки и ее записи на слух (музыкальный диктант). 2. То же, что сольмизация (см. Сольмизация 2б).
Сона, со на, хайди, лаба — китайский духовой язычковый инструмент с коническим стволом, 8-ю игровыми отверстиями и коническим раструбом. Разновидности сонны: большая (дасона) и малая (сяосона) применяются при погребальных и свадебных обрядах, а также в народных ансамблях и оркестрах как сольный и аккомпанирующий инструмент.
Соната (ит. sonata, от sonare — звучать) — 1. В XVIII в.— название любого инструментального произведения, в отличие от вокального произведения — Кантаты (см.). 2. С XVIII в.— произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Свой расцвет жанр сонаты достиг у Бетховена, большой вклад в дальнейшее её развитие внесли Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.
Сонатина (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Сонатная форма — форма музыкального произведения, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях. Сонатной форме свойственна непрерывность и интенсивность развития, обострение тематических контрастов с последующим сближением и обобщением тем. Основные разделы сонатной формы — экспозиция, разработка, реприза, после которой может следовать кода. Иногда сонатная форма начинается со вступления. Сонатная форма, как правило, является первой частью сонатной циклической формы — симфонии, сонаты, квартета. Классический тип сонатной формы, сформировавшись в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта, своего наивысшего развития достиг в музыке Л. Бетховена.
Сонатное аллегро — первая часть сонатного цикла, исполняемая в быстром темпе (отсюда название) (см. Сонатный цикл).
Сонатный цикл, сонатная циклическая форма — форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Трехчастная сонатная форма характерна для концерта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала. В четырехчастной сонатной циклической форме строятся симфонии, сонаты, трио, квартеты и другие сонатно-симфонические циклы. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть — сонатная форма, сонатное аллегро; II часть — Анданте или Адажио, в ней используется сложная трехчастная форма, вариации и др.; III часть — Менуэт (или Скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть — Финал — сонатная форма, рондо и др. В сонатном цикле встречается перестановка средних частей II часть — Скерцо, III — часть — Анданте.
Соноризм, сонорика, сонористика, сонорная техника (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) — современный метод композиции, использующий красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцируемые. Классификация сонаризма весьма условна, так как она не позволяет точно разграничить высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей), отделить сонорную технику от несонорной композиторской техники сложно. Сонорную окраску имеют созвучия-кластеры (Г. Коуэл и др.), аккорды и линии (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин и др.). Соноризм оперирует музыкальными шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, звучаниями без определенной высоты, а также средствами других видов техники. Сфера применения соноризма — произведения, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внешнего мира.
Сопилка — народный духовой инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из древесины. Звук сопилки — нежный, похожий на звук флейты. Используется в оркестрах народных инструментов. Распространен на Украине, где черниговский мастер А. Шленчик разработал семейство сопилок. Подобный сопилке инструмент в России называется сопель, в Белоруссии — дудка.
Сопоставление тональностей — см. Модуляция.
Соппа (от ит. Zoppa — хромой) — 1. Танец с характерным синкопированным ритмом, напоминающим ритм жиги. 2. Обозначение синкопированного ритма, применявшееся в Италии XVII в. (ломбардский ритм).
Сопранисты — певцы-кастраты, входившие в состав хоров католической церкви XVI—XVIII вв., а также занимавшие ведущее положение в опере XVIII — начала XIX вв.
Сопрано (ит. soprano — верхний, высший) — 1. Высокий женский голос. Диапазон от с1 до с3 (иногда до b3). Ноты записываются в скрипичном ключе. Существуют колоратурные, лирико-колоратурные, лирические, лирико-драматические и драматические сопрано, различающиеся силой звука и тембром. 2. В учебном курсе гармонии — название верхнего (первого) голоса. 3. Партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из высоких детских или женских голосов.
Сопрановый ключ — один из ключей группы до, показывающий, что нота до первой октавы (с1) расположена на первой линейке нотного стана (см. Ключ).
Сортсико — баскский народный танец-песня в размере 5/8. Ритмы сортсико использовали П. Сарасате, И. Альбенис, М. Равель.
Состенуто (ит. выдержанный, сдержанный, сосредоточенный) — исполнительское обозначение, указывающее на выдерживание звука на одном уровне громкости.
Составные интервалы — интервалы, превышающие октаву. Составные интервалы можно рассматривать как сумму октавы и простого интервала. К составным интервалам относятся: нона (октава + секунда); децима (октава + терция); ундецима (октава + кварта); дуодецима (октава + квинта), терцдецима (октава + секста), квартдецима (октава + септима), квинтдецима (октава + октава).
Соул — вокальная форма, развившаяся из культовой музыки американских негров и заимствовавшая многие элементы ритм энд блюза.
Соул-джаз — дифференцированная форма хард бопа, в которой отражены некоторые элементы культовой музыки американских негров соул-джаз берет начало от фанки.
Социология музыки (от лат. societa — общество и гр. logos — слово) — наука о взаимодействии общества и музыки и влияния конкретных форм ее бытования на музыкальное творчество, исполнительство и слушателей. Социология музыки изучает закономерности развития музыкальной культуры, формы музыкальной жизни общества, виды музыкальной деятельности, формирование музыкальных вкусов, потребностей и интересов, закономерности исполнительских трактовок и т. д.
Спикато (ит. spiccato — отрывать, отделять) — в игре на смычковых инструментах штрих, исполняемый броском смычка на струну для извлечения каждого нового звука.
Спинет (ит. spinetta) — небольшой клавишный музыкальный инструмент прямоугольной формы, разновидность клавесина.
Спрингданс (от норв. springe — прыгать) — норвежский крестьянский танец, исполняемый вприпрыжку. Признаки спрингданса — трехдольный размер, ускоряющийся темп, капризная ритмика. Известен спрингданс Э. Грига.
Спиричуэлс, спиричуэл (англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров, сочетающие элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика, глиссандовые звучания, экстатичность и др.) со стилистическими чертами хоровых гимнов и балладанглийских переселенцев.
Спутник — имитация темы фуги (Вождя) в квинту или кварту, проводимая в другом голосе (см. Риспоста).
Средние голоса — все голоса многоголосной музыки, кроме верхнего (мелодии) и нижнего (баса).
Средневековые лады, церковные лады — название восьми (в конце эпохи Возрождения — двенадцати) монодических ладов профессиональной музыки средневековья. Известны три системы обозначения средневековых ладов: 1. Нумерная парная с делением каждого лада на автентический (главный) и плагальный (побочный). 2. Нумерная простая — римскими цифрами от I до VIII. 3. Номинативная (именная) в названиях греческой музыкальной теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийскии, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский. Ладовые категории средневековых ладов: финалис (главный конечный тон), амбитус (объем напева) и реперкусса (тон повторения), соотношение которых образует основу структуры каждого из средневековых ладов. В средине XVI в. в систему средневековых ладов вошли еще 4 лада: эолийский, гипоэолийский, ионийский, гипоионийский. С установлением мажоро-минорной системы средневековые лады постепенно утрачивали свое значение, сохраняясь в католическом церковном обиходе.
Средняя певческая форманта — группа обертонов (в полосе от 900 до 1500 Гц), обеспечивающая фонетическую разнокачественность речевых звуков, надежность их слухового различения и помехоустойчивость речевого сигнала. Стабилизация полосы средней певческой форманты обеспечивает сглаживание, выравнивание гласных, сближение качества их звучания при сохранении разборчивости, что является одним из показателей хорошей вокальной школы и высокого певческого мастерства.
Средняя часть — второй раздел (часть) трехчастной формы.
Стабат матер (лат. Stabatmaterdolorosa — стояла мать скорбящая) — одна из средневековых секвенций. С XV в. создавались многочисленные полифонические стабат матер. Выдающиеся образцы — у Ж. Депре, Д. Палестрины, Д. Перголези, И. Гайдна, позднее — у Ф. Шуберта, Ф. Листа, Д. Россини, Д. Верди, А. Дворжака, А. Серова. В XX в. Стабат матер создали К. Шимановский, К. Пендерецкий, Ф. Пуленк.
Ставка — аппликатурный прием игры на виолончели, основанный на прижатии струны внешней боковой стороной большого пальца левой руки. Применение ставки позволяет расширить объем позиции до октавы.
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, исполняемыми стаккато.
Старая тональность — тональность, из которой происходит модуляция в другую (новую) тональность.
Старина — см. Былина.
Старофранцузский ключ — один из ключей группы соль, показывающий, что нота соль первой октавы (g1) находится на первой линейке нотного стана (см. Ключ).
Степень родства — см. Родство тональностей.
Стилизация — 1. Воспроизведение в искусстве характерных черт (формы, приемов и т. д.) определенного стиля или направления. 2. Произведение, написанное в подражание какому-либо стилю.
Стиль (лат. stylus, от гр. stylos — палочка для письма) — совокупность средств и приемов художественной образности, исторически сложившаяся и отражающая эстетические воззрения различных групп общества определенной эпохи или творческого направления. Понятием стиль определяются значительные этапы развития искусства, его направления и школы (классицизм, романтизм, барокко, рококо или галантный стиль, сентиментализм, веризм, импрессионизм, критический реализм, экспрессионизм, социалистический реализм и т. д., русский стиль, испанский стиль, восточный стиль, негритянский стиль и др.), то есть отражаются характерные признаки национального искусства или искусства определенной этнической группы народов. Кроме того, термином стиль обозначают индивидуальную творческую манеру композитора (стиль В. Моцарта, стиль Бетховена, стиль Прокофьева, стиль Шостаковича и т. д.) или исполнителя (стиль Шаляпина, стиль Рихтера и т. д.).
Столбица — система воспитания музыкального слуха, разработанная и опубликованная в 1923 году болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.
Страдания — музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разновидность частушки лирического или комедийного содержания, исполняемой в медленном движении, напевной или напевно-речитативной манере. Исполнение страданий обычно сопровождают виртуозной игрой на гармони или балалайке.
Страсти, пассион (лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение для солистов, хора и оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. В XVI в. Страсти превратились в самостоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних» и достигли наивысшего уровня в творчестве И. С. Баха (особенно в его «Страсти по Матфею»), благодаря глубокому гуманизму содержания, далеко выходящего за рамки церковных догматов.
Стретта (ит. stretta — сжато) — 1. Проведение темы в фуге, при котором тема вступает в последующем голосе еще до окончания ее в предыдущем (как в каноне). 2. Заключительный эпизод музыкального произведения (концерта) или его части (финал картины или действия в опере), исполняемые в стремительном темпе (напр., стретта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди).
Стретто (ит. stretto — сжатый) — ускорение темпа, доведение его до стремительного.
Строгий стиль — 1. Стиль полифонической музыки, для которого характерна строгая определенность интонационных и ритмических норм (диатоничность, использование натуральных ладов, ритмическая простота, размеренность движения). Строгий стиль типичен для хоровой полифонической музыки а капелла XV—XVI вв. 2. Раздел учебного курса полифонии или контрапункта.
Строй — 1. Соотношение звуков по высоте, выраженное в математических величинах (чистый строй, пифагоров строй, неравномерно-темперированный строй, темперированный строй). 2. Частота колебаний, принятая в качестве эталона для определения высотного положения звучания певческого голоса или музыкального инструмента. 3. Высота настройки струн (на струнном инструменте). 4. Строй транспонирующих инструментов — соотношение между написанной нотой до (С) и реально звучащим на инструменте звуком (см. Приложение XIII). 5. Строй оркестра, ансамбля или хора — степень высотного соответствия звучания инструментов или голосов, исполняющих произведение, зафиксированного в нотах как в целом, так и между голосами и инструментами (напр., «чистый строй», «фальшивый строй»).
Строчное пение — церковное двух-, трех- или четырехголосное пение, возникшее на Руси в XVI в. Основная мелодия строчного пения поручалась среднему голосу («путь»), другие голоса располагались над этой мелодией («верх») и под ней («низ»). Партии строчного пения записывались крюками над текстом, ритм зависел от декламационного склада текста. Во второй половине XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением.
Струна — упругая нить, натянутая на музыкальном инструменте и служащая источником звука. Высота звучания струны зависит от ее длины, величины натяжения и качества материала, из которого она изготовлена. В современных музыкальных инструментах применяют металлические, жильные, шелковые, синтетические струны. Для получения низких звуков применяются струны обвитые тонкой проволокой (канителью).
Струнное трио — 1. Камерный ансамбль, в который входят скрипка, альт и виолончель. 2. Произведение в форме сонатного цикла для трех инструментов.
Струнные инструменты — инструменты, в которых источником звука является струна. По способу звукоизвлечения струнные интструменты делятся на щипковые, смычковые и клавишные (ударные и щипковые).
Струнный квартет — 1. Наиболее распространенный вид камерного ансамбля, состоящий из четырех смычковых инструментов (двух скрипок, альта и виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для четырех струнных инструментов (1).
Струнный квинтет — 1. Камерный ансамбль, состоящий из пяти струнных инструментов (две скрипки, два альта, виолончель; или две скрипки, альт, две виолончели). 2. Произведение в форме сонатного цикла для пяти струнных инструментов.
Струнный оркестр — коллектив, состоящий из исполнителей на смычковых инструментах. Включает 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для такого состава писали музыку В. Моцарт, Э. Григ, Н. Мясковский, Б. Бриттен, Б. Барток, К. Пендерецкий и др.
Струнодержатель — см. Подгрифок.
Ступени лада — звуки лада, имеющие порядковые номера от тоники вверх. Обозначаются римскими цифрами и имеют такие названия: I — нижняя тоника; II — верхний вводный тон; III — верхняя медианта; IV — субдоминанта; V — доминанта; VI — нижняя медианта; VII — нижний вводный тон; VIII — верхняя тоника. По функциональному значению I, IV и V ступени являются главными, II, III, VI и VII — побочными. Ступени отсчитываются также от любого звука на определенные интервалы (см. Интервал).
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.
Субдоминанта (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Четвертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субдоминант септаккорд — септаккорд, построенный на II ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода изменение динамики, темпа и др.
Субконтроктава — самая нижняя часть музыкального звукоряда. Звуки субконтроктавы обозначаются: а) в басовом ключе от ноты си на шестой добавочной линейке снизу и вниз до ноты до включительно; б) латинскими прописными буквами с цифрой 2 справа внизу (напр., А2, В2, С2); в) слоговыми названиями с прописной буквы с цифрой 2 внизу справа (До2, Ре2, Ми2 и т. д.).
Субмедианта (от лат. sub — под и медианта). 1. Обозначение звука VI ступени мажорного или минорного лада. 2. Название трезвучия, построенного на VI ступени лада.
Субмотив — мельчайшая поддающаяся выделению часть мотива, обладающая элементарной смысловой и образной самостоятельностью.
Субретка — театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая девушка, активно участвующая в любовной интриге молодых героев (напр., Сюзанна в оп. «Свадьба Фигаро» В. Моцарта).
Субсистема, подсистема — периферийная ладотональная ячейка, входящая в тональность как общую систему (см. Переменные функции, отклонение).
Сурдина (ит. sordino, от sordo — глухой) — приспособление, применяемое для ослабления звучания смычковых, духовых, ударных инструментов. В фортепиано те же функции выполняет модератор (см.).
Сурма — старинный украинский духовой музыкальный инструмент, изготовленный из дерева.
Сутартине — литовские старинные женские трудовые народные песни. Древнейшие сутартине — эпические, позднейшие — лирические. Исполняются тремя певцами в форме канона. Сутартине использовали литовские композиторы — С. Вайнюнас, Б. Дварионас, Ю. Юзелюнас и др.
Сфорцандо (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Сцена (лат. scaena) — 1. Место для театрального представления. 2. Часть спектакля, объединенная определенной драматической ситуацией и составом действующих лиц.
Сценарий (от лат. scaena) — 1. Детальное изложение содержания балета с описанием танцевальных и мимических номеров. 2. Драматургический план либретто (в опере, оперетте).
Сценический оркестр — духовой оркестр, участвующий в сценическом действии непосредственно на сцене (см. Банда).
Сюита (фр. suite — последовательность, продолжение) — 1. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. Части сюиты обычно контрастируют между собой, являясь порознь завершенными пьесами со своим содержанием и построением. В XVII—XVIII вв. сюита объединяла четыре танцевальные пьесы — аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли как танцевальные номера (менуэт, бурре, гавот, полонез и т. д.), так и такие пьесы, как ария, рондо, прелюдия, каприччио, увертюра и др. В XIX—XX вв. появились сюиты нового типа — программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. 2. Хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной схемой.
Сямисэн, шамисэн — японский трехструнный щипковый инструмент, родственный лютне. Строй — квартовый или кварто-квинтовый. |