all about classical guitar  
line decor
   классическая гитара
line decor
 

 


 

 

 
 
музыкальный словарь (В-Г)

А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;

В
Ваганты   (лат. vagantes — бродячие) — странствующие поэты-певцы в странах средневековой Западной Европы. Выступали с пародийны­ми и сатирическими песнями, прославляя земные радости. Песни вагантов явились предшественниками студенческих песен, в т. ч. «Гаудеа-муса».
Вакханалия (лат. Bacchanalia — праздник в честь бога вина Вакха) — в опере, балете — хореографическая сцена или танец, изображающая картину всеобщего веселья. Вакханалия исполняется в живом стремительном темпе. Характер музыки вакханалии — искрометный, блестящий, страстный. К лучшим образцам вакханалии принадлежат «Вальпургиева ночь» («Фауст» Ш. Гуно), «Грот Венеры» («Тангейзер» Р. Вагнера).
Валиха (valiha) — мадагаскарский струнный щипковый инструмент с кор­пусом из бамбука. Отщепленные полоски коры (от 7 до 20) служат струнами. Распространен на Малайском архипелаге.
Валторна   (нем. Waldhorn — лесной рог) — медный духовой мундштуч­ный инструмент, с мягким, нежным тембром звука, напоминающим человеческий голос. Диапазон валторны in В — от H1до f 2. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как сольный инстру­мент (концерты для валторны с оркестром писали В. А. Моцарт, К. Вебер, Р. Глиэр и др.).
Вальс (фр. valse, нем. Walzer, от walzen — кру­житься) — парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Ав­стрии, Германии, Чехии. Одним из предше­ственников вальса был австрийский танец лендлер (см.). Вальс получил широкое распростра­нение и популярность благодаря творчеству композиторов — авторов концертных (вен­ских) вальсов — И. Лайнера, отца и осо­бенно сына Штраусов, Э. Вальдтейфеля. 
Вальс весьма распространен и в балетном жанре. Ритмическая основа вальса использована многими композиторами для создания значительных художественных произведений («Вальс-фантазия» М. Глинки, вальсы Ф. Шопена, «Пушкинские» вальсы С. Прокофьева, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.) а также как форма лирической песни («Колхозный вальс», «Киевский вальс» П. Майбороды и др.).
Вамби,  киссумба, убо — африканский струнный щипковый инструмент с корпусом из тыквы или дерева.
Варган (возможно, от старославянского варги — уста, рот, зев) — само­звучащий язычковый инструмент. Пластинчатый варган изготовляется из дерева, бамбука, металла и др. с тонким язычком посредине, дуго­образный варган выкован из железа, язычок укреплен в середине дуги. При игре варган прижимается к зубам, ротовая полость служит резона­тором для звука, возникающего в результате защипывания язычка. Распространён у большинства народов мира. Усовершенствованный варган-аура используется как концертный инструмент.
Вариации   (лат. variatio — изменение, разнообразие) музыкальное про­изведение, в котором основная тема подвергается разнообразным изменениям (мелодическим, ритмическим, ладовым, гармоническим). В так называемых строгих вариациях сохраняются общие черты мелодий и гармонический план, а в свободных (характерных) вариациях наблюдается больший отход от тематической основы и появление самостоятель­ных, резко контрастирующих музыкальных образов, объединенных общей художественной идеей. Двойные вариации — вариации на две темы, изло­женные последовательно. Вариации встречаются и как самостоятельные произведения («Пляска смерти» Ф. Листа, «Дон Кихот» Р. Штрауса, «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова и др.), и как части циклических форм («Арагонская хота» М. Глинки, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Празднества» К. Дебюсси и др.). Исполь­зование вариаций способствует раскрытию выразительных возможностей темы и ведет к созданию художественного реалистического образа. Этим вариация принципиально отличается от варьирования серии в додекафонной и серийной музыке, имеющей формальный характер.
Вариация — 1. Видоизменение музыкальной темы, мелодии или ее сопро­вождения. 2. Сольный танец в классическом балете.
Вводный тон —1. Неустойчивый звук лада, расположенный на ступень ниже или выше тоники и остро тяготеющий к ней. 2. Восходящий (или нижний) вводный тон — VII ступень. 3. Нисходящий (или верхний) вводный тон — II ступень.
Вводный септаккорд — септаккорд, построенный на VII ступени лада.
Вводнотоновость — специфическая острота полутонового тяготения. Про­явлением и обострением вводнотоновости можно считать мелодическую альтера­цию, создающую искусственные вводные тоны.
Венгерская гамма, дважды-гармонический лад, цыганская гамма — на­звание лада с двумя увеличенными секундами. Существуют два вида венгерской гаммы: а) минорный лад, в котором по сравнению с натуральным ми­нором повышены IV и VII ступени; б) дважды гармонический лад с увеличенными секундами на II и VI ступенях. Венгерская гамма, в отличие от других ладов с увеличенными секундами, является октавным звуко­рядом (см. Приложение XVII).
Вентиль — механическое устройство для изменения длины канала мед­ного духового инструмента, приводящего к соответствующему изме­нению высоты звука. Существует два типа вентиля: 1) помповые или пистоны; 2) цилиндрические, с вращающимся поршнем. На каждом инструменте может быть от одного (цугтромбон) до пяти-шести (туба) вентилей. Наиболее распространенное количество — три.
Вёрджинел (англ, virginal) — струнный клавишный инструмент, род не­большого клавесина прямоугольной формы. Объем звукового диапа­зона до 4 октав (С—с3), Был широко распространен в Англии и Ни­дерландах.
Веризм (ит. vero — Истинный) — направление в Итальянской литературе и искусстве, возникшее в конце XIX в. Наиболее яркие представи­тели веризма в музыке: П. Масканьи («Сельская честь»), Р. Леонкавалло («Паяцы», «Заза»), Д. Пуччини («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Манон Леско») стремились показать жизнь «такой, какой она есть». Для веристских опер характерны подчеркнутая эмоциональность, осо­бое внимание к личным переживаниям героев, острые драматичес­кие ситуации, страстная мелодика. Герои опер — простые люди — крестьяне, актеры, студенты, бедные горожане, их жизнь. Родствен­ные   веризму течения наблюдались в музыке Франции (оперы А. Брюно на сюжеты Э. Золя), Германии («Долина» Э. д'Альбера) и других странах.
Вертеп — старинный украинский народный кукольный театр. Вертепом называ­лась сценическая площадка кукольного театра, имеющая вид дере­вянного ящика-домика, и спектакли, проходящие на ней. Домик со­стоял из двух ярусов: в верхнем показывали спектакли на библей­ские сюжеты, а в нижнем разыгрывали светские или народно-быто­вые (иногда комические) сценки в сопровождении песен и танцев. Вертеп существовал до начала XX в.
Вертикаль   (лат. verticalis — отвесный) — одновременное звучание двух и более звуков. Одновременность звучания может быть как физичес­кой (аккорд), так и психологической (арпеджио, гармоническая фи­гурация), при которой звуки появляются последовательно, но пред­ставляют собой привычную звуковую форму (аккорд, трезвучие).
Вертикально-подвижной контрапункт — см. Подвижной контрапункт.
Верхние голоса — в произведении многоголосного склада — все голоса, кроме нижнего (баса).
Верхний вводный тон — см. Вводный тон.
Верхний голос — самый верхний голос в музыке многоголосного склада,
Верхний тетрахорд — четыре ступени любого лада от V до VIII включи­тельно.
Вершина интервала — верхний звук интервала.
Верхняя доминанта — V ступень звукоряда.
Верхняя медианта — III ступень звукоряда.
Верхняя тоника — VIII ступень звукоряда.
Веснянки — название русских, украинских, старинных белорусских на­родных обрядовых песен, связанных с приходом весны и приближе­нием весенних полевых работ. В западных областях Украины веснянки на­зываются: гагилками, гаивками. Мелодии веснянок построены на многократном повторении одной-двух попевок в небольшом диапа­зоне.
Вибрато (ит. vibrato — колебание) 1. Прием игры на смычковых инстру­ментах, придающий звуку теплоту и выразительность. 2. Прием игры на клавикорде, создающий впечатление колебания высоты и гром­кости звука. 3. Прием игры на отдельных духовых инструментах, при небольшом приоткрывании клапанов, с изменением интенсивности выдоха. 4. В пении — неравномерность колебаний голосовых связок, отражающаяся на частоте и спектре звука. От вибрато в значительной степени зависит качество восприятия голоса певца. Оптимальное вибрато, придающее звучанию голоса жизненность и одухотворенность, со­ставляет 5—7 пульсаций в секунду. Большая частота пульсаций вы­зывает ощущение «барашка», «блеянья», меньшая — «качания» го­лоса. Характер  вибрато существенно влияет на эстетическую оценку пения. У хорошо обученных певцов вибрато может незначительно изменяться в лучшую сторону.
Вибрафон  (ит. vibrafono) — ударный инструмент семейства идиофонов, состоящий из двух рядов металлических пластинок, составляющих хроматический звукоряд. Звук на вибрафоне извлекают с помощью двух — четырех гибких камышовых палочек с мягкими наконечниками. Спе­циальная система резонаторов создает динамическую вибрацию. Диапазон концертного вибрафона — от Fдо f 2; оркестрового — от a до с 3.
Вибрация (от лат. vibratio — колебание) — 1. Колебание источника зву­ка (вибратора) и связанного с ним резонатора. Вибрация характери­зуется амплитудой, периодом колебания (время, необходимое для полного колебания), частотой (количество колебаний за секунду), формой. 2. См. Вибрато.
Виватный кант, виват (от лат. vivat — да здравствует) — форма торжественных гимнов, возникшая в музыке петровской эпохи. Испол­нялся хором или группой певцов (иногда в сопровождении духовых инструментов) во время дворцовых торжеств, а также как здравица в быту. Существовал до конца XVIII в.
Вид  аккорда — определенное расположение аккорда в зависимости от того, какие из составляющих его звуков находятся в басу. Трезвучия имеют три вида: основной (обозначается 5/3), секстаккорд (6), кварт-секстаккорд (6/4); септаккорды имеют четыре вида: основной (7), квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3), секундаккорд (2).
Виланелла (ит. villanella — деревенская песня) — жанр итальянской бы­товой музыки XV—XVI вв., сложившийся на народной основе. Му­зыка villanella— светлая, с элементами танцевальности, трехголосная, по складу гомофонная. В XIX в. Villanella называли инструментальные пьесы в характере крестьянского танца и размере 6/8 (Г. Берлиоз, П. Дюка, Э. Шабрие).
Вилотта (ит. villotta) — народная песня танцевального характера, род­ственная виланелле, четырехголосная, гомофонного склада. Особо популярной была в Венеции и Неаполе XV—XVI вв.
Вильянсико (исп. villancico — сельская песня) — испанский музыкально-поэтический жанр, распространенный в эпоху Возрождения. По форме villancico — песня с повторяющимся рефреном. Роль villancico в испанской музыке аналогична роли шансон и вилланеллы во французской и итальянской.
Вина (санскрит.) — индийский струнный щипковый инструмент с корпу­сом из долбленого дерева или сухой тыквы с деревянной шейкой. Строй различный (напр.: с2, g1, с1 — боковые струны; с1, g, с, G — мелодические). Вина широко распространена благодаря мягкому тембру и большим музыкальным возможностям.
Виола-бастарда — смычковый инструмент из группы виол, распростра­ненный в XVI—XVII вв. Виола-бастарда имела 6—7 игровых струн, иногда и резонансные струны. Наибольшей популярностью пользовалась в Англии.
Виола да гамба — теноровая виола. По размеру близка к виолончели. Имеет шесть струн (D, G, с, е, a, d1). Виола да гамба наиболее распростра­нена была в XVI—XVIII вв. Произведения для этого инструмента создавали Г. Перселл, И. С. Бах и др.
Виолетта — маленькая виола с четырьмя струнами. Другое название — виола-пикколо.
Виолончель  (ит. violoncello) — струнный смычковый инструмент из се­мейства скрипок. Настраивается на октаву ниже альта: С, G, d, a; ноты записываются в басовом ключе (высокий регистр — в теноровом и скрипичном). Звук виолончели сочный и певучий. Исполь­зуется как сольный, ансамблевый и оркестровый ин­струмент.
Виоль д'амур — смычковый инструмент из группы виол. Имеет 5—7 игровых и 7—14 резонансных струн. Звук виоль д'амур — нежный, мягкого, серебристого темб­ра. Особенное распространение приобрела в XVIII в.
Виолы —1. Название группы старинных смычковых ин­струментов «ножного» способа держания, утвердив­шееся в русском инструментоведении. Основные виды виолы: дискантовая, альтовая, теноровая, большая ба­совая, контрабасовая (виолоне). Особой разновид­ностью виол были виолы с резонансными струнами, расположенными под грифом над верхней декой и придававшие звучанию нежный, приятный оттенок. Со временем виолы были вытеснены инструментами скрипичного семейства. 2. Струнные смычковые ин­струменты в романских странах Средневековья. 3. Итальянское название альта.
Виртуоз  (ит. virtuoso — буквально: мужественный, доб­лестный) — артист-исполнитель, в совершенстве вла­деющий исполнительской техникой своего искусства.
Внезапная модуляция — см. Модуляция.
Водевиль (от фр. vaudeville) — вид легкой комедии с куплетами, испол­няемыми под музыку. Был распространен во Франции во второй по­ловине XVIII ст. В России появился в начале XIX в. К водевилям писали музыку А. Верстовский, А. Алябьев и др. В конце XIX в. на смену водевилю приходят музыкальная комедия и оперетта. В настоящее время водевиль встречается редко («Лев Гурыч Синичкин» А. Колкера, текст В. Дыховичного и А. Слободского).
Военная музыка — музыка, предназначенная для строевого обучения и патриотического воспитания войск. Развитие русской военной музыки связано с творчеством А. Алябьева, А. Аренского, М. Глинки, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Основной жанр военной музыки — строевой марш и его разновидности. Плодотворно работали в облас­ти военной музыки Н. Иванов-Радкевич, А. Затаевич, В. Рунов, С. Чернецкий, Е. Юцевич и др. Крупные музыкальные композиции концертного характера для духовых оркестров созданы В. Василенко, Р. Глиэром, М. Ипполитовым-Ивановым, Н. Мясковским, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем.
Военный оркестр — духовой оркестр, являющийся штатным подразделе­нием воинской части. 
Вождь (лат. dux) — тема фуги, которая проводится в экспозиции в глав­ной тональности.
Вокал  (лат. voce — голос) — искусство владения певческим голосом.
Вокализ (от лат. voce — голос) — упражнение или этюд для голоса без текста, на любую гласную, с названием нот или слогов. Вокализ чаще всего является художественным упражнением для развития вокальной тех­ники, выработки кантилены и подвижности голоса, выравнивания регистров. Широко известны сборники вокализов, созданные А. Варламо­вым, И. Виленской, М. Глинкой, Д. Конконе, Г. Панофкой и др. В форме вокализа созданы некоторые художественные пьесы («Вокализ» С. Рахманинова, концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра), а так­же инструментальные произведения.
Вокализация (ит. vocalizzazione) — пение на гласных звуках или слогах. Встречаются художественные произведения с использованием вокализации («Alleluia» В. Моцарта). Вокализация, как приём, широко использовался в опер­ной музыке XVII — начала XIX вв.
Вокалист — певец, владеющий вокальной техникой определенного типа и создающий с ее помощью художественные образы.
Вокальная музыка — музыка, предназначенная для исполнения голосом (соло, ансамблем или хором). В вокальных произведениях главная роль принадлежит голосу, она тесно связана со словом и потому рассматривается как синтетическое музыкально-поэтическое искус­ство.
Вокальная педагогика — система индивидуального обучения пению, опи­рающаяся на богатые исполнительские традиции, опыт выдающихся педагогов и мастеров вокального искусства.  Вокальная речь — 1. Средство передачи музыкально-эстетической и эмо­циональной информации от исполнителя к слушателю, отличающееся от разговорной речи значительно увеличенной мощностью и громко­стью, длительностью звучания гласных, особенностями тембра, ха­рактерными модуляциями высоты основного тона, наличием вибрато, особой ролью высокой певческой форманты, спецификой физиоло­гических механизмов голосообразования (дыхания, гортани, резона­торов). 2. Характеристика певческого процесса с точки зрения худо­жественно-исполнительских задач, а также эстетического восприятия; то же, что искусство пения. 3. Биофизическая сторона певчес­кого процесса, то есть его анализ с акустико-физиологических пози­ций, требующий применения специальных методов и средств иссле­дования. 4. Особый вид речи, в котором, в отличие от разговорной речи, доминируют гласные.
Вокальная техника — комплекс умений и навыков для сознательного уп­равления процессом фонации, обеспечивающий достижение макси­мального акустического эффекта при минимальных энергетических затратах организма поющего. Существует множество типов вокальной техники, в конечном счете, тяготеющих к двум основным — вокальная техника с сильным импедансом и вокальная техника со слабым импедансом. Оперные, концертные исполнители используют вокальную технику, относящуюся к первому типу и не требующую усилительных устройств; эстрадные исполнители приме­няют вокальную технику со слабым импедансом и потому не могут обходиться без специальной аппаратуры. Владение вокальной техникой является главным показа­телем певческого мастерства исполнителя и основным средством для раскрытия художественного содержания исполняемого произведения.
Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, опирающийся на мастерство владения певческим голосом. Вокальное искусство бывает сольным, ан­самблевым и хоровым. В вокальном искусстве различных народов отражаются ин­тонационные, ладовые, ритмические особенности народной музыки, а также национальные особенности фонетического состава языка и  голосообразования.
Вокальный ансамбль — группа певцов, выступающих совместно (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.).  Вокальные ансамбли бывают однородными (детские, женские, мужские) и смешанными.
Вокально-инструментальный   ансамбль — 1. Вокальный ансамбль с по­стоянным составом инструменталистов. 2 Группа исполнителей, в ко­торой инструменталисты выступают в качестве певцов. 3. Музыкаль­ный ансамбль, в котором певцы выступают в качестве исполнителей специально написанных партий для певческих голосов, входящих в состав инструментальной группы.
Вокально-творческое спокойствие — психологически уравновешенное со­стояние певца, создающее предпосылки для максимального проявления всех творческих сил и возможностей в процессе художественного исполнения произведения. Понятие вокально-творческое спокойствие ввел в вокальную педаго­гику украинский певец и педагог М Микиша.
Вокально-телесная схема — комплекс мышечно-вибрационных ощущений, возникающих у певца в процессе фонации. Вокально-телесная схема имеет девять ос­новных зон: 1) передненебная; 2) задненебная, или зона мягкого неба; 3) заднеглоточная; 4) гортанная; 5) костно-лицевая (маска); 6) внутритрахеальная; 7) грудной клетки; 8) диафрагматическая (брюшной пресс); 9) нижнебрюшная. Наиболее четкими и потому важными для процесса пения являются ощущения в зонах: 1 (опо­ра звучания), 5 (маска), 2, 8 и 9 (опора дыхания). Термин вокально-телесная схема  впервые введен А. Сулераком (1955), научно обоснована и детально описана без упоминания названия Р. Юссоном в 1952 г., которому, таким образом, принадлежит приоритет открытия вокально-телесной схемы.
Вокальный слух — особый вид музыкального слуха, включающий звуко-высотный, динамический, тембровый, ритмический слух, а также вокально-телесную схему. Способность певца оценивать качество фо­нации, не воздействуя на ее характер, является показателем пассив­ного исполнительского вокального слуха. Активный, педагогический вокальный слух, позво­ляющий не только оценивать, но и, сознательно контролируя, совер­шенствовать качество звука в процессе постановки голоса, является обязательным условием руководства обучением пению.
Волынка — 1. Старинный народный духовой инструмент,  известный  во  мно­гих странах:  Польше  (коза),  Германии (закпфейфе), Болгарии  (гайда), Англии (бегпайп), Молдавии  (чимпой), Голлан­дии    (дуделзак),   Франции    (корнемюз) и др.  Широко   распространена  в  Шот­ландии,  где  является  основным  народным   инструментом.   Волынка  состоит  из  не­скольких трубок, прикрепленных к мешку или пузырю с воздухом. Одна (реже две или три) трубка имеет игровые отверстия и на ней можно исполнять несложные мелодии; остальные трубки во время игры издают монотонный низкий непрерывный звук (органный пункт, педаль, бурдон)  на тонике или доминанте, откуда и пошло выра­жение — «тянуть волынку». Во время игры исполнитель держит волынку под мышкой или перед собой, нажимая на мешок. 2. Небольшая пьеса танцевального характера с элементами подражания звучанию волынки.
Вольта (ит. volta — раз). 1. Знак сокращения нотного письма, показы­вающий повторение определенного раздела музыкального произве­дения, но с измененным окончанием. 2. Старинный парный танец, возникший в Италии. Темп быстрый, размер трехдольный. Был рас­пространен в XVI—XVII вв. в странах Европы, особенно во Фран­ции и Англии.
Вопросительное предложение — наименьшее музыкальное построение, за­вершаемое половинным кадансом; обычно — первое предложение в периоде.
Восьмая нота — нота, по длительности в восемь раз короче целой ноты. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и флажком (хвос­тиком). В случае объединения двух или более восьмых нот флажки заменяются ребрами (см. Приложение III).
Восьмая пауза — пауза, по длительности равная восьмой ноте (см. При­ложение IV).
Всенощная — вечернее богослужение православной церкви накануне вос­кресенья или праздников; объединяет вечерню и утреню. Состоит из псалмов и гимнов обеих служб. Высокохудожественные образцы всенощной созданы П. Чайковским, М. Ипполитовым-Ивановым, В. Ребиковым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, П. Чесноковым и др.
Вспомогательный звук—1. Неаккордовый звук, находящийся на слабой доле такта между двумя одинаковыми аккордовыми звуками и от­стоящий от них на секунду вверх или вниз. Элемент мелодической фигурации. 2. Звук в мелизмах, находящийся на секунду ниже или выше главного звука.
Вступление — 1. Инструментальная пьеса, исполняемая в начале спек­такля (оперы, балета, оперетты, драмы, комедии и т. д.). 2. Название первой части сюиты. 3. Необязательный начальный раздел в цикли­ческом произведении гомофонной формы (сонате, кантате, оратории и т. д.), готовящий появление основных разделов. 4. Часть музыкаль­ного произведения, предваряющая основное изложение и иногда сжато намечающая основную идею произведения и его образы (см. Интродукция).
Вторая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки второй октавы обознача­ются:
1. В скрипичном ключе от ноты до между третьей и четвертой линейками до ноты си над первой добавочной линейкой вверху.
2. Латинскими строчными буквами с цифрой два справа вверху (с2).
3. Слоговыми названиями со строчной буквы с цифрой 2 справа вверху (до 2)
Второй голос — 1. В музыке многоголосного склада — второй голос свер­ху. 2. В оркестровой партитуре — партия второго из однородных инструментов, как правило, более низкая и менее сложная (вторая скрипка, вторая труба и т. д.); обозначается римской цифрой II.
Вторые скрипки — группа скрипок в оркестре или ансамбле, исполня­ющая второй голос или усиливающая партию первых скрипок.
Выборный баян — см. Баян.
Высокая певческая форманта — группа обертонов, имеющая определен­ное частотное положение и благодаря этому придающая звучанию голоса звонкость, полётность и силу. Высокая певческая форманта у басов и баритонов находится на частотах 2100—2500 Гц; у теноров — 2500—2800 Гц; у сопрано и меццо-сопрано — 3000—3500 Гц; у детей 10 — 13 лет до­стигает 4000 Гц.
Высота звука — одно из основных качеств музыкального звука. Высота звука является результатом восприятия человеком частоты колебаний виб­ратора и находится в прямой зависимости от нее. Высота звука воспринима­ется в пределах от 16 Гц до 18—19 тыс. Гц, а интервальный компо­нент высоты звука — от 16 Гц до 4 — 4,5 тыс. Гц. На письме обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками.
Вязка — см. Ребро.

Г
Гавайская гитара — шестиструнный щипковый инструмент из семейства гитар. При игре его кладут на колени, прижимая струны металличе­ской пластинкой. Звук, имеющий своеобразный вибрирующий харак­тер, извлекается при помощи медиатора.
Гавот  (фр. gavotte) — старинный французский танец; темп умеренный; размер 4/4 с затактом на две четверти, две или три восьмых. С XVII в. приобрел популярность на придворных балах, с XVIII в. использовался в балетах и старинных сюитах (Люлли, Рамо, Глюк, Бах, Гендель). С XIX в. встречается редко.
Гагилка — см. Веснянки.
Гадулка,  гудулка — болгарский смычковый инструмент с деревянным корпусом грушевидной формы. Имеет 3—4 игровых струны и 7—10 резонансовых. Строй гадулки — кварто-квинтовый. Используется в танцах и при исполнении юнацких песен.
Гаивка — см. Веснянки.
Гайда (болг.), гайде (сербохорв.), гайды, дуда, коза (польск.) — музы­кальный инструмент типа волынки. Применяется для сопровождения танцев.
Галантный стиль (от фр. galante — изящный, изысканный) — стиль ев­ропейской музыки XVIII в., отличающийся ясностью, доступностью, изяществом; украшенная мелизмами мелодия сопровождалась ску­пой и прозрачной гармонией. Представителями галантного стиля являются Ф. Куперен, Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Г. Телеман. Творчество Дж. Перголези, Б. Галуппи, Ф. Э. Баха обогатило галантный стиль новыми чертами — естественностью, правдивостью, выразительностью и напевностью ме­лодии, содействовало формированию венской классической школы. Галантный стиль также называют рококо, предклассическим или раннеклассическим стилем.
Галоп  (фр. galop — бег вприпрыжку) — быстрый, стремительный, весе­лый танец; размер 2/4. Появился во Франции в первой трети XIX в., даже был распространен во всей Европе. Известны художественные образцы галопа Ф. Шуберта, Ф. Листа, М. Глинки, П. Чайковского, И. Штрауса, Ф. Обера, Ж. Оффенбаха, Э. Вальдтейфеля и др.
Гальярда   (ит. gagliarda — веселая, бодрая) — старинный итальянский и французский танец, распространенный в Европе XV—XVII вв. Гальярда. исполняется в умеренно быстром темпе, размер 3/4. Гальярду отличает ак­кордовый склад, диатоника. Исполнялась после паваны, с которой составляла двухчастную танцевальную сюиту. В XVII—XVIII вв. сохранилась как часть инструментальной сюиты.
Гамбанг — индонезийский ударный инструмент, состоящий из деревян­ных или металлических пластинок, укрепленных на деревянной под­ставке. Звук извлекают деревянными палочками с обмоткой на кон­це. Звучание — громкое, резкое.
Гамелан — индонезийский национальный оркестр, состоящий из ударных инструментов. В состав гамелана входят: гамбанг, тендер, сарон, гонги, барабаны и др., а иногда и щипковые струнные инструменты. Гамелан ис­пользуется в драматических, балетных, песенно-танцевальных пред­ставлениях, торжественных церемониях, праздниках, шествиях.
Гамма — часть звукоряда в пределах октавы, в которой ступени лада идут последовательно в восходящем или нисходящем порядке. Су­ществуют   диатонические (из 7 звуков), хроматические (из 12 зву­ков), пентатонные (из 5 звуков) гаммы. Исполнение различных гамм приме­няется как упражнение для развития техники музыканта-исполнителя.
«Гамма Римского-Корсакова» — условное название гаммы, состоящей из последовательного чередования тонов или полутонов (тон-полутон или полутон-тон). Впервые использована Н. Римским-Корсаковым как средство музыкальной изобразительности в опере «Садко» (см. Приложение XVII).
«Гамма Черномора» — см. Целотонная гамма.
Гармонизация — сопровождение к мелодии (многоголосного или аккор­дового). Обучение гармонизации входит как составляющая часть в учебный курс «Гармония».
Гармоника — 1. Общее название группы пневматических музыкальных инструментов, в которых источником звука являются металлические язычки, закрепленные одним концом на специальных пластинках, соединенных с мехом клапанами, открывающимися при нажатии на кнопки или клавиши. 2. В акустике — тон, возникающий в результа­те одновременного колебания всей массы звучащего тела и его час­тей (половины, трети, четверти и т. д.). Колебание всего тела дает основной тон, колебание его частей — обертоны. Музыкальный звук является одновременным сочетанием основного тона и всех обер­тонов вибратора.
Гармониум — фисгармония большого размера, более широкого диапазо­на и мощного звучания. Подобно органу, гармониум имеет регистры, изме­няющие окраску звука.
Гармоническая   функция — роль и значение аккорда в гармонической системе, проявление ладовой функции в аккордах. Существует два основных вида функционального значения аккордов: 1) Устойчивость (функция тоники, по которой определяется центр лада — Т). 2. Не­устойчивость (функции доминанты — D и субдоминанты S, находя­щихся в отношении наивысшего акустического родства к тонике). К тонической группе аккордов относятся: в мажоре — трезвучия I и VI, в миноре—I и III ступеней; к доминантовой группе: в мажо­ре— трезвучия V и III, в миноре — V и VII ступеней; к субдоминантовой группе: в мажоре — IV и II, в миноре—IV, VI и II сту­пеней. Действие гармонической   функции наиболее ярко проявляется в каденциях. Кроме основных гармонических  функций (Т, D, S), существуют переменные функции, завися­щие от ритмического положения и последовательности аккордов.
Гармонические призвуки — см. Обертоны.
Гармонический интервал — см. Интервал гармонический.
Гармонический мажор — натуральный мажорный лад с пониженной на полутон VII ступенью (см. Приложение XVII).
Гармонический ряд — звукоряд, возникающий в результате спонтанного деления струны на равные части во время колебания. Гармонический ряд возникает независимо от абсолютной высоты тона вибратора, поэтому при лю­бом положении соотношение тонов гармонический ряд остается неизменным. Гармонический ряд входит в состав каждого музыкального звука, возникающего в ре­зультате колебаний вибратора, как одновременное сочетание основ­ного тона и всех обертонов.
Гармония(rp. harmonla — созвучие, соразмерность частей целого) — средство музыкальной выразительности. 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании. 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музы­кальных построений. 3. Учебный предмет в системе музыкального образования. 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности (современная гармония, оригинальная гармония). 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последова­тельность аккордов и созвучий, специфическое использование гар­монических функций (гармония С. Прокофьева).
Гармонь, гармоника, гармония — клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна. Получила широкое распростра­нение в России, где было создано множество ее разновидностей (тульская, саратовская, бологоевская, ливенская и др.).
Гаудеамус (лат. «Будем радоваться») — популярная студенческая песня, воспевающая радость жизни, молодость и науку.
Гвидонова рука — старинный метод облегчения чтения нот, приписыва­емый Гвидо д'Ареццо. Все звуки звукоряда от G до е 2 условно раз­мещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки. Метод гвидоновой руки использовал Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в XIX в. гвидонова рука была использована авторами англий­ского «Тоник Соль-фа» метода обучения музыке (см. Сольмизация).
Геккельфон — деревянный духовой музыкальный инструмент, баритоно­вый гобой. Звучит октавой ниже гобоя. Имеет широкую мензуру и шарообразный раструб. Диапазон: Н — f 2. Применяется в оркестре.
Гексахорд   (гр. hexachordos — шестиструнный) — диатонический шестиступенный звукоряд, применявшийся в музыкальной практике сред­невековья. Гексахорд состоял из последовательности: тон-тон-полутон-тон-тон. Ступени гексахорда назывались: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Геликон (гр. elicos — круглый) — басовый духовой музыкальный инстру­мент из семейства бюгельгорнов. Имеет круглую форму, что позво­ляет надевать его на левое плечо, просунув голову и правую руку. Применяется в духовых оркестрах (геликон in В и in Es).
Гемиола  (гр. hemiolia — полуторный) — 1. В мензуральной нотации — группа из трех нот среди групп из двух нот той же суммарной длительности. 2. Двухдольный мотив в трехдольном такте.
Генданг — индонезийский барабан цилиндрической или конической фор­мы с одной или двумя мембранами. Звук извлекают ударами паль­цев или кисти руки. Иногда употребляют два генданга вместе — большой (мужской) и малый (женский).
Генерал-бас  (нем. Generalbas — общий бас) — 1. То же, что цифрован­ный, бас; в ансамблевой музыке XVII—XVIII вв.— партия органа или клавесина в виде басового голоса с цифрами, указывающими, какие аккорды следует брать одновременно с записанными нотами. 2. Система правил и способов игры по цифрованному басу.
Генеральная пауза — одновременная пауза для всего оркестра (ансамбля) продолжительностью не менее такта. Генеральная пауза обычно бывает вне­запной; обозначается латинскими буквами G. Р.
Генсле — старинный польский (смычковый) народный инструмент с де­ревянным грушевидным корпусом. Состоит из 3—4 струн, настроен­ных по квинтам, звук резкий, пронзительный.
Гептахорд   (гр. eptachordos — семиструнный) — 1. Семиступенный зву­коряд, образовавшийся в результате слияния двух однородных тетра­хордов. Средний звук гептахорда является общим для обоих тетрахордов. 2. Семиструнная кифара — древнегреческий щипковый инструмент.
Гетерофония  (от гр. heteros — другой и phone — звук, голос) вид мно­гоголосия, возникающий при исполнении одноголосной мелодии с отклонением от унисона. Гетерофония является одной из начальных форм мно­гоголосия. Элементы многоголосия возникают в гетерофонии эпизодически, непосредственно в процессе пения или игры, а наблюдаемые при этом созвучия (гармония) имеют случайный характер, в то время как в многоголосии созвучие голосов является нормой.
Гигиена  голоса — соблюдение норм поведения и певческого режима. Нарушение правил гигиены  голоса может вызвать устойчивые заболевания го­лосового аппарата и даже привести к полной потере голоса.
Гиджак — струнный смычковый инструмент с шаровидным корпусом из дерева, тыквы, или кокосового ореха. Состоит из 3—4 струн, постро­енных по квартам, звук скрипучий, глуховатый. Бытует у таджиков, узбеков, туркменов, уйгуров, каракалпаков.
Гидравлос  (от гр. hydravlos — водяная трубка, свирель, флейта) — во­дяной орган. Давление столба воды обеспечивало равномерность напора, поступавшего в трубы гидравлоса воздуха. Гидравлос был распространен в Византии и Римской империи до изобретения пневматического органа.
Гимель   (от лат. gemellus — парный, близнец) — 1. Форма кельтского многоголосия XIII в. Двухголосный гимель  начинается и заканчивается унисоном, а в основной части проходит в параллельных терциях, секстах или децимах. В трехголосном гимеле к двум голосам (supranus, tenor) добавляется низкий голос (contratenorbassus). Ведущим го­лосом, как правило, является верхний. 2. Разделение одного из голо­сов в произведениях XV—XVI вв. на два, образующих своеобразный дуэт и двигающихся так же, как и в гимеле (1).
Гимн  (гр. hymnos) —торжественная, хвалебная песня. Существуют гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь ка­кого-нибудь героя, праздника, события и т. д.  Этот жанр  распростра­нен в хоровой, оперной, симфонической музыке, песенном творчестве композиторов (напр., финальный хор из Девятой симфонии Л. Бет­ховена, финальный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки). В большин­стве государств гимн — официально принятая эмблема страны, получившая широкое распространение в среде различных междуна­родных организаций, политических партий, спортивных федераций.
Гипо-лады   (от гр. hypo — под, внизу) — см. Древнегреческие лады, Средневековые лады (см. Приложение XVII).
Гитара — струнный щипковый инструмент. Существуют несколько раз­новидностей гитары: 1. Русская семиструнная гитара. Строй: D, G, Н, d, g, h, d1. Диапазон D — d 3. Используется в основном как акком­панирующий инструмент. 2. Испанская шести­струнная гитара. Строй: Е, A, d, g, h, e1. 3. Гавай­ская гитара (см.). 4. Электрогитара(см.). 
Главная партия — первый структурно оформленный раздел сонатной экспозиции (и репризы), пред­ставляющий собой изложение главной темы в ос­новной тональности, часто вместе с ее развитием, проходящим непосредственно после главной темы (см. Сонатная форма). 2. Иногда встречающееся название основного раздела формы рондо.
Главная тема — основная музыкальная мысль произ­ведения, широко и многосторонне видоизменяю­щаяся в процессе развития. Отличается индиви­дуальностью тематического материала, четкой то­нальной и структурной определенностью.
Главная тональность —1. Тональность, в которой из­лагается и, как правило, завершается музыкаль­ное произведение. Главная тональность  часто входит в название пьесы (например, симфония g-moll, этюд Es-dur). 2. Тональность, от которой происходит отклоне­ние, то есть временный переход в другую (побоч­ную) тональность.
Главные ступени — первая, четвертая и пятая ступени лада (то есть тоника, субдоминанта и доминанта). Построенные на этих ступенях аккорды имеют важное значение в мажоро-минорной системе ладов.
Главные трезвучия — трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях ма­жора и минора.
Глас (старославянское — голос) — в древнерусском церковном пении — ряд диатонических попевок, связанных с определенными участками церковного звукоряда. Восемь гласов составляли систему осмогласия, охватывающую весь основной попевочный фонд церковного пения. Количество попевок в гласе составляет примерно 1500, но распределя­ются по гласам они неравномерно. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но различные по напеву.
Глиссандо   (фр. glissant — скользя) — исполнительский прием игры на музыкальных инструментах, заключающийся в легком и быстром скольжении пальцем по струне (арфа, смычковые, щипковые инстру­менты) или скольжении ногтями одного (нескольких) пальца по кла­виатуре фортепиано, баяна, аккордеона, а также движения кулисы при игре на тромбоне (см. Приложение VI).
Глокеншпиль   (от нем. Glocken — колокол и Spiel — игра) — ударный инструмент. См. Колокольчики.
Глория  (лат. Gloria — слава) — хвалебное песнопение, вторая часть ка­толической мессы. Композиторы разных эпох: Д. Палестрина, О. Лас­со, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен и др. включали Gloria в свои мессы.
Глосы  (исп. glosas) — 1. Орнаментальные украшения в испанской му­зыке XVI—XVII вв. 2. Орнаментальные вариации на популярную ме­лодию для органа, лютни и других инструментов.
Гобой   (фр. hautbois, от haut — высокий и bois — дерево) — деревянный духовой музыкальный инструмент. Тембр гобоя мягкий, несколько гнусавый, напоминающий звук пасту­шеской сопилки. Диапазон: h — f 3. Разновидность гобоя — английский рожок, звучащий на чистую квинту ниже. Ис­пользуется в оркестре.
Голос  (ит. voce) — 1. Мелодия, являющаяся основой музы­кального произведния. Совокупность голосов образует фак­туру музыкального произведения. 2. Отдельная нотная партия какого-нибудь инструмента из оркестрового, ансам­блевого или хорового произведения. 3. Мелодия песни. 4. Звуки, возникающие в голосовом аппарате человека и обеспечивающие общение людей. В зависимости от приме­нения человеческий голос делится на разговорный, певческий и шепот, что, в свою очередь, является результатом специ­фической работы механизмов голосового аппарата.
Голос  певческий — сложная биофизическая функция челове­ческого организма, совокупность музыкальных звуков, воз­никающих в результате работы голосового аппарата. Голос  певческий  как акустическое явление характеризуется звуковысотным объемом (диапазоном), высотой, силой (громкостью), тем­бром, вибрато и разборчивостью (дикцией). Высота голоса зависит от длины голосовых связок и количества их колебаний в секунду (Гц), сила — от амплитуды колебаний, тембр — от спектрального состава звука, наличия в нем высокой, средней и низкой певческих формант, а также характера вибрато. По совокупности акустических признаков и других факторов (зона примерного звучания, тесситурная выносливость, хронаксия возвратного нерва), а также по принадлежности к тому или иному полу голоса певческие разделяют на: 1. Мужские а) тенора — тенор-альтино, лирический, лирика-драматический, драматический, героический; б) баритоны — лирический, лирико-драматический, драматический; в) басы — высокий (кантанте), цент­ральный, низкий (профундо), очень низкий (октавист), комический (буффо). 2. Женские: а) сопрано — колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое; б) меццо-сопрано (очень редко — колоратурное); в) контральто. 3. Детские: а) дискант (сопрано); б) альт. Определяющее влияние на проявление и развитие голоса певческого ока­зывает вокальность языка и мелодического материала, а также лю­бовь к музыке и масштабы ее бытования в народе, особенности на­циональной манеры пения, психического склада и темперамента, бы­та, климата и т. д. Своими певческими голосами славятся Италия и Украина.
Голосоведение — 1. Движение каждого голоса в многоголосном произ­ведении. 2. Соотношение двух или нескольких одновременно дви­гающихся голосов. Основные виды голосоведения: параллельное, прямое, кос­венное, противоположное.
Голосовой  аппарат — совокупность органов человека (гортань с голо­совыми связками, носовые и ротовые полости, носоглотка, трахея, легкие, диафрагма, мышцы живота, челюсти, губы, язык, зубы), од­новременно и взаимосвязано участвующих в образовании звука.
Гомофония (от гр. homos — равный и phone — звук, голос) — много­голосный склад музыки, в котором один из голосов (как правило, верхний) является главным, а остальные сопровождают его, испол­няя как бы роль аккомпанемента.
Гонг   (индонезийское gong) — ударный инструмент из семейства идиофонов. 1. Китайский гонг — металлический круг (диаметр 50—80 см) с загнутыми краями, подвешиваемый на шнуре. Звук гонга похож на звук тамтама, его высота зависит от диаметра круга. 2. Яванский гонг — похож на китайский, но более выпуклой формы (с куполом). Звук яванского гонга — более густой. Играют на гонге колотушкой.
Гондольера (от ит. gondola — венецианская лодка) — песня венециан­ского лодочника.
Гопак — украинский народный танец. Исполняется в быстром темпе с постепенным ускорением. Размер 2/4. К жанру гопака обращались М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Хачатурян, А. Штогаренко и др. композиторы.
Горизонталь   (от гр. orisoytos — ограничивающий) — понятие, связанное с развертыванием музыкального произведения во времени и проти­вопоставляемое вертикали — понятию, определяющему   одномоментность многоголосного звучания произведения. Введено Б. Асафьевым. Горизонтально-подвижной контрапункт — см. Подвижной   контрапункт.
«Горлица» — украинский народный массовый танец; темп быстрый, раз­мер 2/4.
Горн (нем, Horn — рог) — сигнальный духовой музыкальный инструмент с натуральным строем. Используется в армии. Строй горна: си-бемоль или ми-бемоль.
Госпел сонгс — одноголосные духовные гимны североамериканских нег­ров на сюжеты из евангелия (в отличие от спиричуэлс).
Готовый баян — см. Баян.
Гравичембало — старинный клавишный инструмент, подобный клаве­сину.
Градуал  (от лат. gradus— ступень) — 1. Сольное песнопение католи­ческой литургии, исполняемое дьяконом на ступенях амвона. 2. Сбор­ник хоровых песнопений католической мессы на год.
Граммофон (от греч. gramma — запись и phone — звук) — аппарат для воспроизведения звука, записанного на специальные пластинки. Изо­бретен в 1887 году Э. Берлинером. В настоящее время распростра­нения не имеет.
Граммофонные пластинки — тонкие диски из пластмассы, на поверхно­сти которых в форме спирали расположена звуковая канавка, явля­ющаяся носителем записи того или иного произведения.
Гран па (фр. grandpas — большой танец) — развернутая балетная сце­на с участием солистов и кордебалета.
Граунд  (англ, ground, буквально: почва, основа) — 1. Английское на­звание кантус фирмус. 2. Английское обозначение баса остинато, а также произведений, опирающихся на него.
Греческий распев — один из распевов русской православной церкви. Греческий распев появился во второй половине XVII в. Его мелодике присущи симметрия ритма и большая по сравнению со знаменным распевом тональная устойчивость. Отдельные попевки греческого распева напоминают оборо­ты русских народных песен.
Григорианское пение (хорал) — название хоралов католической церков­ной музыки, канонизированных папой Григорием I в V I— VII вв. Григорианское пение исполнялось мужским хором в унисон. В период развития мно­гоголосия григорианское пение было тематической основой (кантус фирмус — неиз­менная мелодия) полифонических культовых произведений.
Гриф (нем. Griff — ручка, рукоятка) — 1. У струнных музыкальных ин­струментов специальная пластинка из твердых пород дерева, при­крепленная к верхней стороне шейки. Над грифом  натянуты струны, при­жимая которые исполнитель сокращает вибрирующую часть и таким образом изменяет высоту звука. У некоторых инструментов гриф разде­лен на части — лады. 2. У баяна, аккордеона, гармоники — деталь корпуса, к которой прикреплена клавиатура правой руки. 3. У ду­ховых музыкальных инструментов — узел вентильного механизма. 4. У электромузыкальных инструментов — контактная планка, на ко­торую исполнитель надавливает пальцами во время игры.
Громкость — слуховое представление о силе звука, возникающее в со­знании человека при его восприятии и зависящее от амплитуды ко­лебаний вибратора, расстояния до источника звука, частоты коле­баний. Уровень громкости при записи обозначается терминами: for­tissimo, forte, mezzo-forte, piano, mezzo-piano, pianissimo и т. д., показывающими соотношение уровней громкости, но не их абсолют­ное значение, измеряемое в децибелах (дБ.).
Гроул — специфический способ звукоизвлечения у медных духовых ин­струментов, подражание хриплой размазанной вокальной манере джазового пения в «стиле джунглей» (Д. Эллингтон).
Группа — часть оркестра, объединяющая музыкантов, играющих на од­нородных инструментах (группа струнных, деревянных духовых, медных духовых, ударных и т. д.). В эстрадной практике — группа, по существу, то же, что ансамбль, чаще всего обозначающая название либо на­правление (рок-группа, группа «Битлз»).
Группетто (ит. gruppetto — маленькая группа) — мелодическое упражне­ние, один из мелизмов (см. Приложение VII). Представляет собой группу из 4—5 нот, изо­бражаемую в записи определённым знаком,   выставляемым над одной или между двумя разными нотами; соответственно существует и несколь­ко вариантов расшифровки (подробную информацию о способах записи и исполнении группетто можно получить в 126-м уроке «Школы»).
5

Группировка — объединение нот ребрами (вязками) в соответствии со строением такта и метром произведения. В вокальных произведениях ноты группируются в соответствии со слогами текста.
Гу — китайский ударный инструмент, двухсторонний барабан различных размеров.
Гуань — китайский духовой язычковый инструмент с цилиндрическим стволом из дерева, тростника или бамбука. Имеет 8—9 игровых от­верстий. Звукоряд хроматический. Используется в ансамблях, ор­кестрах и соло.
Губная гармоника — духовой язычковый музыкальный инструмент. Воз­дух, вдуваемый музыкантом, через специальные прорезы направляется на металлические язычки, укрепленные на планке. Существует не­сколько систем губной гармоники — книтлингеновская, венская, системы Рихтера, клавиэтта, мелодион, гармоника-флейта, гармониетта и др.
Гудок — старинный русский народный смычковый инструмент. Три стру­ны гудка настраиваются так: две в унисон, третья — на квинту выше. На гудке играли смычком, имевшим форму лука. Инструмент держали вертикально.
Гуиро (исп. guiro — бутыль из тыквы) — кубинский ударный инстру­мент — высушенная тыква с поперечными насечками. Звук извлекают палочкой, водя ею поперек насечек. Используется в оркестрах.
Гycан — армянский народный певец-сказитель и музыкант-инструмента­лист. Искусство гусана отличалось светской, демократической направлен­ностью. В XVIII—XIX вв. место гусанов заняли ашуги.
Гуситские песни — чешские народные песни-гимны, создававшиеся в пе­риод деятельности Я. Гуса и гуситских войн XV в. в Чехии. Отли­чались мужественностью и суровостью, направленностью против фео­дального гнета, немецкого господства и власти католической церкви. Исполнялись на чешском языке. Использованы в творчестве Б. Сме­таны, А Дворжака, О Еремиаша и др.
Гусле  (серб-хорв. и словен.), гусла (болг.) — народный смычковый ин­струмент южных славян с овальным или грушевидным деревянным корпусом и двумя струнами Широко распространен в Югославии.
Гусли — старинный русский щипковый музыкальный инструмент, пред­ставляющий собой резонансный корпус четырехугольной неправиль­ной формы с натянутыми струнами Звук извлекается щипком. Сей­час в оркестрах народных инструментов распространены четыре раз­новидности гуслей: гусли-прима (е1—h2), гусли-пикколо (е2—h3), гусли-альт (е—h1), гусли-бас (Е—h). Существуют также клавишные (пе­дальные) гусли, в которых ненужные струны заглушаются специальным механизмом. Звук на клавишных гуслях извлекается при помощи ме­диатора.
Гусляр — 1. Народный певец, исполнитель былин и песен, аккомпани­рующий себе на гуслях. 2. Инструменталист-исполнитель на гуслях.
Гуцулка — украинский народный танец Размер 2/4, исполняется в очень быстром темпе.

 

 

 
 

новости:
25 .05.2006 появился новый раздел сайта - музыкальный словарь подробнее...
 

 
 
.     Copyright (c) 2006. classical-guitar. Все права защищены.      
Hosted by uCoz