all about classical guitar  
line decor
   классическая гитара
line decor
 

 


 

 

 
 
музыкальный словарь (Х-Я)

А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;

Х
Хабанера   (исп. habanera, от Habana — Гавана) — испанская народная песня-танец кубинского происхождения. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, постоянно звучащей в сопро­вождении: 50. Форму хабанеры использовали Ж. Бизе, К. Де­бюсси, М. Равель и др.
Хазы — знаки (невмы) армянской средневековой нотации. Количество основных знаков достигало 40; кроме того, насчитывалось около 30 вспомогательных, измененных и производных знаков.
Халлинг   (норв. halling — по названию долины в Норвегии) — норвеж­ский народный мужской танец; также встречается в Швеции. Раз­мер 2/4 или 6/8. Xаллинг  танцуют под аккомпанемент хардингфеле. Ха­рактерная особенность халлинга — выдержанный бас на тонике и доминанте. Музыкальная обработка халлинга сделана Э. Григом.
Ханенде — народный певец в Азербайджане, Ираке и др. странах Вос­тока, исполнитель мугамов.
Хард  боп — стиль джаза, развившийся из бибопа и характеризуемый экспрессивной манерой исполнения.
Хардингфеле — норвежский смычковый музыкальный инструмент, по­хожий на скрипку.
Хафиз — таджикский и узбекский певец, исполнитель традиционной му­зыки, в том числе и шашмакома.
Хейрономия  (от гр. cheir — рука и nomos — закон) — старинный способ управления хором при помощи системы условных движений паль­цев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм, направле­ние мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной системе ди­рижерских жестов.
Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.
Хомовое пение, хомония — см. Раздельноречие.
Хор   (гр. chores — толпа, сборище) — 1. Певческий коллектив, создан­ный для совместного исполнения главным образом многоголосных вокальных произведений. По составу хоры бывают: однородные (детские, женские, мужские) и смешанные. По количеству партий: одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д. Минимальный состав смешанного хора — 12 человек. Максимальный состав — не ограничен, но при этом важно соблюдать качественное равновесие партий, обеспечивающее хоровой ансамбль. 2. Музыкаль­ное произведение, предназначенное для исполнения хоровым коллективом. 3. Культовый групповой танец с пением в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции. 4. Коллективный участник трагедий и комедий в античном театре, выступающий как самостоя­тельное действующее лицо, которое олицетворяет голос народа. 5. Место для певчих в храмах. 6. Группа струн одного инструмента, настроенных в унисон. 7. Обозначение заключительных разделов «дуэтов согласия» и трио в западно-европейских операх XVII— XVIII вв. 8. Звучание группы однородных инструментов в оркестре.
Хора — молдавский и румынский народный хороводный танец. Музы­кальный размер 6/8, иногда 2/4, темп умеренный, спокойный. Испол­няется в сопровождении тарифа (см.).
Хорал   (от гр. choros) — 1. Хоровое песнопение на религиозный текст; одноголосное (унисонное) в католической церкви и многоголосное — в протестантской. Мелодии хорала отличаются приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом. 2. Аккордовое изложение рав­номерными длительностями в медленном движении. 3. Пьеса аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительно­стями в спокойном движении.
Хоральная нотация — система знаков для записи григорианского хора­ла. Благодаря богатству и разнообразности хоральная нотация точно передавала не только мелодию, но и ее структуру и способ исполнения.
Хоральная обработка — инструментальное, вокальное или вокально-ин­струментальное произведение, в котором песнопение христианской церкви (см. Григорианское пение, Протестантский хорал, Хорал) получает многоголосное оформление. К образцам хоральной обработки относятся: Хоральная месса, органная фантазия и фуга на хорал Ф. Листа, хоральные кантаты, фантазии и прелюдии М. Регера.
Хоральная прелюдия — инструментальное (органное) вступление к хо­ралу, основанное на сочетании мелодии хорала с голосами контра­пункта. Образцы хоральной прелюдии создал И. С. Бах.
Хоральная   фантазия — органная пьеса произвольной формы на тему хорала. Образцы хоральной фантазии — у И. С. Баха.
Хордофоны  (от гр. chorde — струна и phone — звук) — общее название музыкальных инструментов, в которых струна есть источник звука.
Хорезмская табулатура, хорезмская нотация — система   нотной   записи
для танбура. При помощи хорезмской табулатуры записаны хорезмские макомы.
Хореография  (от гр. choreia — хороводный танец и grapho — пишу) — 1. Создание танцев и танцевальных спектаклей (балетов). 2. Общее название танцевального искусства. 3. Запись движений танца при помощи системы условных знаков.
Хормейстер (нем. Chormeister — хоровой мастер, руководитель хора) — руководитель и дирижер хора. 
Хорнпайп, пипгорн — 1. Древний валлийский и шотландский народный духовой язычковый инструмент. 2. Английский народный танец. Темп подвижный, размер трех или двухдольный, ритм синкопированный. Хорнпайпs сочиняли Г. Перселл, Г. Гендель и др.
Хоро — болгарский народный танец-хоровод. Музыкальные размеры — 2/4, 5/16, 7/16, 9/16, 11/16. Исполняется в медленном и быстром тем­пах в сопровождении народных инструментов.
Хоровая музыка — музыка, предназначенная для хоровых коллективов и исполняемая ими, наиболее демократичный вид музыкального ис­кусства. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки обусловлены силой ее воздействия на широкий круг слушателей. Развитие и функционирование хоровой музыки определяется особенностями национальной хоровой культуры и ее традициями (см. Хор, Хоро­вое пение).
Хоровая партия — 1. Группа однородных голосов, исполняющая в уни­сон свою мелодию — часть хорового произведения. Хоровые партии могут де­литься на первые и вторые голоса, существует и тембровая диффе­ренциация внутри каждой партии. 2. Голос в хоровой партитуре. 3. Нотная запись одного голоса хоровой партитуры.
Хороведение — специальный учебный предмет, изучающий типы и виды хоров, состав хоровых партий, элементы хорового звучания (ан­самбль, строй, нюансы и т. д.), средства художественной вырази­тельности, организационные основы работы хора, репетиционный процесс и т. д. Термин хороведение введен П. Чесноковым.
Хоровод — древнейший вид народного танцевально-песенного искусства, в котором движения большой группы людей сопровождаются пени­ем. Xороводы распространены во многих странах (Англии, Германии, Фран­ции, Шотландии и т. д.), но особенно широко — в славянских странах (напр., «веснянки» на Украине, «основка», «круг» — в России, «хоро» — у болгар, «коло» — в Югославии и т. д.).
Хоровое пение — коллективное исполнение вокальной музыки. 
Хоровое  письмо — сочинение и аранжировка для хора, учитывающие специфические особенности хорового искусства (диапазоны, тесситурные возможности, удобство голосоведения, особенности текста и т. д.).
Хоруми — грузинский народный мужской танец воинственного характера. Размер 5/8, темп умеренный. Исполняется в сопровождении удар­ного инструмента доли (см.)
Хота  (исп. jota) — испанский народный парный танец, исполняемый в сопровождении гитары, мандолины, кастаньет и сочетаемый с пени­ем. Размер 3/4 или 3/8. Темп — быстрый, характер танца — живой, темпераментный. Классические образцы — у М. Глинки, Ф. Лис­та и др.
Хроматизм (от rp. chroma — цвет) — изменение высоты ступеней звуко­ряда на полутон или два полутона без изменения названий (см. Альтерация).
Хроматическая гамма — восходящая или нисходящая 12-ступенная гам­ма, образуемая путем заполнения целых тонов диатонической гаммы альтерированными ступенями. Так, в восходящем мажоре повыша­ются I, II, IV и V ступени, понижается, а затем восстанавливается VII ступень. В нисходящем мажоре понижается VII, VI, III, II сту­пени, повышается и восстанавливается IV ступень. В восходящем и нисходящем миноре повышаются III, IV, VI, VII ступени, понижа­ется II ступень.
Хроматическая   система — двенадцатиступенная система, расширенная тональность — система тональной гармонии, допускающая в преде­лах тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматической гаммы. Гармонии хроматической системы отличаются яркостью и красочностью звучания (С. Прокофьев, П. Хиндемит, Д. Шоста­кович и др.).
Хроматический полутон — полутон, образуемый двумя ступенями одного названия при помощи альтерации одной из них (напр., ми — ми бемоль, соль — соль диез и т. д.), то есть полутон, заключенный в увеличенной приме.
Хромка — один из видов двухрядной диатонической гармонии, при сжи­ме и разжиме мехов издающей звуки одной высоты (как хромати­ческая гармоника).
Хур, моринхур — двухструнный смычковый монгольский и бурятский народный инструмент. Строй квартовый, звукоизвлечение флажолетное. Распространен у скотоводов-кочевников, входит в состав оркестров народных инструментов.
Хуцинь — китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки.
Хучир — четырехструнный смычковый монгольский и бурятский народ­ный инструмент. Звукоизвлечение флажолетное. Используется соло и для сопровождения народных песен и былин.

Ц
Цанца, санза, санца, занза — африканский язычковый щипковый само­звучащий инструмент, гребнеобразный идиофон. Используется в тра­диционных обрядах для сольного и ансамблевого исполнения.
Цветной слух — см. Синопсия.
Цветомузыка — см. Светомузыка.
Цевница — русский народный духовой музыкальный инструмент типа многоствольной флейты.
Цезура — (лат. caesura — рассечение) — короткая, не указанная в запи­си пауза между фразами или разделами музыкального произве­дения. По своему значению в музыке цезура близка к знакам  препина­ния в речи. Место цезуры определяет исполнитель, хотя иногда его ука­зывает и автор, проставляя над нотным станом знак (V) или апо­строф.
Целая нота — основная условная единица ритмической длительности. Обозначается незаштрихованным овалом (см. Приложение III).
Целая пауза — пауза, по длительности равная целой ноте (см. Прило­жение IV).
Целотонная гамма, целотоновый звукоряд, целотоновый лад, целотон­ный лад — звукоряд, образованный последовательностью целых тонов, лад, в основе которого лежит целотоновое шестизвучие (см. Сим­метричные лады, Ладовый ритм, Гамма Черномора). Музыка, опи­рающаяся на целотонную гамму., производит безжизненное или фантастическое впечатление, что ограничивает ее художественное применение (см. Приложение XVII).
Цепное  дыхание — хоровой исполнительский прием, заключающийся в неодновременном взятии дыхания хористами, благодаря чему дости­гается беспрерывность звучания хора. Используя цепное дыхание можно до­биться слитного, без цезур, исполнения длинных музыкальных фраз и даже целых хоровых произведений.
Церковная  музыка — музыка, сопровождающая христианское богослу­жение. В своем развитии церковная музыка прошла такие этапы: 1. Музыка раннехристианской церкви (см. Псалмодия, Антифон, Респонсорий). 2. Музыка католической церкви (см. Григорианское пение, Амвросианский гимн, Месса, Оратория, Реквием, Стабат матер). 3. Музыка протестантской церкви (см. Протестантский хорал, Мотет, Кантата, Страсти). 4. Русская церковная музыка (см. Литургия, Знаменный распев, Кондакарное пение, Строчное пение, Партесное пение, Ос­могласие). На начальном этапе развития профессионального музы­кального искусства церковная музыка сыграла положительную роль, хотя и ока­зывала на некоторых композиторов отрицательное влияние, толкала их к мистицизму, отходу от жизненных проблем, обезличиванию. В то же время церковная музыка постоянно испытывала влияние народного музыкального искусства и светской музыки. Прогрессивные компо­зиторы (А. Вивальди, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Д. Бортнянский, М. Березовский, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Дж. Верди, Дж. Россини, П. Чайковский, С. Рахманинов и др.) в форме церковной музыки создавали произведения, проникнутые гуманизмом и передовыми идеями, разрывавшие оковы религиозных догматов.
Церковная соната (ит. sonatadachiesa) — старинная (XVII—XVIII вв.) разновидность трио-сонаты. В числе авторов церковной сонаты — А. Корелли, Д. Торелли, Д. Букстехуде.
Церковные лады — см. Средневековые лады.
Церковный звукоряд — диатонический звукоряд, каждое звено — «согла­сие» — которого состоит из трех восходящих звуков, отстоящих друг от друга на целый тон, расстояние между верхним звуком предше­ствующего звена и нижним — последующего составляло полутон. Нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга.  Церковный звукоряд включает 12 ступеней.

51

Циклические формы — см. Соната, Симфония, Сюита, Сонатная цикли­ческая форма. К циклической форме относятся вокальные циклы («Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта, «Сонеты Шекспира» Д. Кабалевского и др.).
Цимбалы   (от гр. kymbalon) — струнный ударный инструмент древнего происхождения. Современные цимбалы — это деревянный ящик в форме трапеции, на который натянуты струны. Звукоряд цимбал — хроматиче­ский. На цимбалах играют ударяя по струнам деревянными палочками-молоточками. Цимбалы используются как сольный и оркестровый инстру­мент в Польше, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии, на Укра­ине и др. странах.
Цингареска — название инстру­ментальной пьесы, использу­ющей цыганские интонации и ритмы.
Цинк    (нем. Zink — рожок) — старинный духовой му­зыкальный инструмент с ко­ническим стволом, 7-ю игро­выми отверстиями и мунд­штуком. Звук — нежный и ясный. Разновидности цинка — дискантовый, теноровый, ба­совый (серпент). Широко применялся в светской, цер­ковной и камерной музыке XVI— XVII вв. Для цинка писали К. Монтеверди, И. С. Бах, К. Глюк и др. Был вытеснен из употребления более совершенными инструментами.
Цинь — струнные китайские инструменты. Наиболее известен цисянь-цинь — 7-и струнный щипковый музыкальный инструмент, разновид­ность цитры. В III в. входил в оркестр изящной музыки яюэ, является наиболее характерным инструментом классической китайской музыки.
Цистра — струнный щипковый инструмент, похожий на мандолину, с 4—12-ю парными струнами. Используется для сопровождения пения.
Цитра (от гр. kithara) — струнный щипковый инструмент, имеющий вид небольшого фигурного ящика с натянутыми струнами и ладами. Струны для исполнения мелодии натянуты над грифом, струны для аккомпанемента — над декой. Цитра распространена во многих странах, особенно в Австрии и Германии.
Цифрованный бас — см. Генерал-бас.
Цифровая система музыкальной нотации, цифровка — способ записи му­зыкального текста при помощи цифр. Римские цифры указывают номер ступени, на которой построен аккорд; арабские цифры (спра­ва внизу) — вид аккорда: 53 — трезвучие основного вида, 6 — секст­аккорд, 64 или 46 — квартсекстаккорд, 7 — септаккорд основного ви­да, 65 или 56 — квинтсекстаккорд, 43 или 34 — терцквартаккорд, 2 — секундаккорд, 9 — нонаккорд), арабские цифры (справа вверху) — составные звуки аккорда (1—основной тон, 3 — терцовый тон, 5 — квинтовый тон, 7 — септимовый тон, 9 — неновый тон, нона); знаки + (плюс) и — (минус) указывают на их повышение или понижение (ладовую альтерацию); строчные буквы — разновидность лада; н. — натуральный, г. — гармонический, м. — мелодический; прописные бук­вы — гармоническую функцию лада: Т — тоническая функция, S — субдоминантовая функция, Д — доминантовая функция; знак ± (плюс-минус) обозначает альтерированные аккорды.
Цуга (нем. Zug) — деталь духовых музыкальных инструментов выдвиж­ное колено для изменения высоты звуков (см. Кулиса—1).
Цугтромбон — см. Тромбон.
Цузуми — семейство японских барабанов различных размеров, но оди­наковой формы песочных часов. Разновидности цузуми: сан-но-цузуми, цузуми-дайко, ко-цузуми, о-цузуми; применяются в японской музыке.
Цыганская гамма — см. Венгерская гамма.
Цыганский  романс — жанр русского бытового романса, возникший в средине XIX в. под влиянием своеобразной манеры исполнения рус­ских народных песен, романсов солистами и гитаристами хоров пе­тербургских и московских цыган. Цыганскому  романсу свойственна напевная эмо­циональная декламационность, специфическая гармония и фактура аккомпанемента.

Ч
Чакона (ит. ciaccona) — инструментальная пьеса, происходящая от ста­ринного испанского танца трехдольного размера 3/4. С XVII в.— пьеса в форме полифонических вариаций на неизменно повторяющу­юся небольшую тему в басу.
Чанг, чанк — 1. Иранская угловая арфа. На чанге играли женщины, ныне встречается в Афганистане. 2. Узбекский и таджикский народный щипковый инструмент, похожий на цимбалы. На чанге играют соло, в ансамблях и современных оркестрах народных инструментов.
Чанги, пандури, че-мекшве — грузинский струнный щипковый инструмент, род угловой арфы. Используется для аккомпанемента пению и в ансамблях, чаще с чунири.
Чанг-кобуз — среднеазиатский самозвучащий язычковый инструмент, род варгана. Встречается редко.
Чаньго, чанго — корейский ударный музыкальный инструмент, род двух­стороннего барабана.
Чардаш   (от венг. csarda — трактир, корчма) — венгерский народный танец. Состоит из двух частей: медленного вступления (размер 4/8) и быстрой, стремительной основной части (размер 2/4). Для чардаша  ха­рактерна импровизационность, синкопированный ритм.
Чарльстон —1.  Бальный танец американского  происхождения,  возник­ший на основе негритянских танцев. Музыкальный размер 4/4. Ритм синкопированный. 2. см. Педальная тарелка.
Частичные тоны — см. Обертоны, Унтертоны, Флажолеты.
Частота — количество колебаний вибратора за единицу времени (секун­ду). Высота звука прямо пропорциональна частоте. Единица измерения частоты — герц (Гц).
Частушки — народные шуточные песни (размер 2/4 или 3/4) в виде за­конченных по мысли куплетов, исполняемых сериями на одну ме­лодию.
Ча-ча-ча — кубинский бальный танец, получивший всеобщее признание. Музыкальный размер 4/4. Исполняется в умеренно быстром темпе.
Часть —1. Каждая из пьес, составляющих циклическое произведение. 2. Относительно законченный раздел музыкального построения, ко­торый от других разделов отличается использованием отдельной темы, тональности и т. д.
Чёйс — перекличка между двумя или несколькими солистами в джазе, непрерывное чередование сольных импровизаций (чаще по 4 такта), следующих одна за другой.
Челеста (ит. celesto — небесный) — ударно-клавишный музыкальный ин­струмент, в котором источником звука является хроматически на­строенные металлические пластинки. Звук извлекают ударами дере­вянных молоточков, обтянутых войлоком, которые соединены с клавиатурой фортепианного типа. Нежный и прозрачный звук челесты  напоминает звон колокольчиков. Используется в симфоническом ор­кестре. Звучит на октаву выше записываемой партии.
Чембало  (ит. cembalo) — название клавесина, распространенное в Гер­мании.
Черепашка — язычковый клавишный инструмент, разновидность русской гармони маленького размера (лилипут, колибри) с 3—7-ю клавиша­ми. Существуют ансамбли черепашек разных размеров и диапазонов.
Четвёртая  октава — часть музыкального звукоряда. Звуки четвертой октавы обозначаются: 1) латинскими строчными буквами с цифрой 4 справа вверху (с4, d4, e4, f4, g4, a4, h4); 2) слоговыми названиями со строч­ной буквы с цифрой 4 справа вверху (до4, ре4, ми4, фа4, соль4, ля4, си4); 3) в скри­пичном ключе от ноты до над пятой добавочной линейкой сверху до ноты си над восьмой добавочной линейкой сверху.
Четвертная нота — нота, по длительности в четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем (см. Приложение III).
Четвертная   пауза — пауза, по длительности равная четвертной ноте (см. Приложение IV).
Четвертитоновая система, четвертитоновая музыка — звуковая система, гамма которой состоит из 24 звуков, расположенных по 1/4 тона.
Четырехголосное сложение — многоголосие, образованное четырьмя го­лосами (сопрано, альт, тенор, бас). Четырехголосное сложение  является основой учебного курса гармонии.
Чечётка — эстрадный (чаще мужской) танец, заключающийся в стреми­тельном выстукивании четкого ритмического рисунка подошвой и каблуками.
Чианури — грузинский струнный смычковый инструмент, ныне выходя­щий из употребления.
Чибони — аджарский народный духовой язычковый инструмент, разно­видность волынки. Распространен среди аджарского населения Гру­зии. Исполнители на чибони — только мужчины.
Чимпой — молдавский духовой народный инструмент, род волынки. Ныне встречается редко.
Чиндаул — узбекский и таджикский народный инструмент, одинарная литавра. Был военным инструментом, использовался на соколиной охоте, ныне вышел из употребления.
Чистая — название диатонической разновидности примы, кварты, квин­ты, октавы, ундецимы, дуодецимы, квинтдецимы; обозначается бук­вой Ч. (напр., ч. 1, ч. 4 и т. д.) (см. Качественная величина ин­тервала).
Чистый строй —1. Тональность без знаков альтерации (до мажор и ля минор). 2. Точная настройка музыкальных инструментов. 3. Соблю­дение точной высоты звуков и соотношения партий в ансамблевом и хоровом пении.
Чонг ком — вьетнамский барабан. Использовался в ритуальных и при­дворных церемониях, в музыке традиционного и классического теа­тра.
Чонгури —1. Грузинский 4-х струнный щипковый инструмент с корпу­сом грушевидной формы и 4-я струнами. Используется для сопро­вождения пения и танцев, реже — соло. 2. Название грузинского 3-х струнного щипкового инструмента пандури.
Чобр — 1. Общекиргизское название аэрофонов, кроме мундштучных, и семейства шалмеев. 2. Киргизская продольная открытая флейта с 4-я игровыми отверстиями.
Чтение  партитур —1. Процесс мысленного восприятия музыки, запи­санной в виде партитуры. 2. Исполнение партитуры многоголосного произведения (хорового) на фортепиано. 3. Практическая учебная дисциплина в музыкально-педагогических и музыкальных учебных заведениях.
Чтение с листа — исполнение на инструменте или голосом незнакомого произведения по нотной записи без предварительного разучивания с учетом указаний автора и содержания произведения.
Чунири — грузинский трехструнный смычковый инструмент, разновид­ность чианури. Используется для сопровождения пения и танцев в ансамбле с чанги, а также в ансамблях и оркестрах грузинских на­родных инструментов.

Ш
Шабр, шапар — чувашский духовой инструмент, разновидность волын­ки. Использовался на свадьбах, ярмарках, похоронах соло и в ан­самбле.
Шакужачи, сякухати — японская продольная флейта. Используется в ан­самбле с кото и сямисен. Обучение игре на шакужачи (как и на сямисен) осуществляется в общеобразовательных школах Японии.
Шалмей — 1. Деревянный духовой инструмент с двойной тростью. Ис­пользовался менестрелями, жонглерами, шпильманами с XV в. Позд­нее на основе шалмея было создано семейство бомбард. 2. Регистр ор­гана.
Шамисен, сямисен — японский щипковый плекторный инструмент, род лютни с 3 струнами и длинной шейкой. Обучение игре на шамисене осу­ществляется в общеобразовательных школах Японии.
Шансон (фр. chanson — песня) — французская песня лирического содер­жания, народная песня, современная эстрадная песня.
Шансонетка  (фр. chansonette) — 1. Небольшая песенка игривого, часто фривольного содержания, исполнение которой сопровождается тан­цевальными движениями. 2. В дореволюционной России — исполни­тельница (1), выступавшая в кафе-шантане. 
Шансонье   (фр. chansonier) — 1. Французский эстрадный певец, исполнитель и нередко автор песни. 2. Название сборников песен и воде­вилей во Франции XIII—XIX вв.
Шаракан — песнопение из армянской средневековой культовой музыки.
Шарманка — механический музыкальный инструмент, похожий на ор­ган, но без клавишного механизма. Шарманка состоит из ящика, в котором находятся звуковые трубки, мех, подающий к ним воздух, а также валики, приводимые в движение специальной рукояткой. Название шарманка происходит от начального слова старинной французской песенки «CharmanteCatherine» исполнявшейся на первых шарманках попавших в Россию. Украинское название — катеринка — произошло от второго слова той же песенки.
Шасс — (фр. chasse — охота, погоня) — жанр французской многоголос­ной песни или инструментальной пьесы, подобной итальянской качче.
Шаут — негритянская народная экстатичная манера пения, характери­зующаяся страстностью и надрывом. Получила распространение у многих джазовых инструменталистов.
Шафл — остинатная ритмическая фигура с равномерно акцентированны­ми четырьмя долями. Исполняется в быстром темпе, характерна для фортепианного сопровождения буги вуги.
Шахлыча — чувашский духовой инструмент, род продольной флейты. На шахлыче играют только мужчины, импровизируя наигрыши лиричес­кого или танцевального характера.
Шашмаком —1. Система шести макомов-ладов (см. Маком). 2. Цикл из шести произведений в ладах макома и с их названиями.
Шви, пепук, кавиц, блул — 1. Армянский народный духовой инстру­мент — свистулька в виде птицы или животного. Бытует как дет­ская игрушка. 2. Армянская свистковая флейта (см. Т утек).
Шейк   (от англ. shake — трястись) — танец, популярный в первой по­ловине 60-х годов (размер 4/4).
Шейка — деталь струнных музыкальных инструментов (смычковых и щипковых), поддерживающая гриф. Шейка наглухо крепится к корпусу инструмента, составляя с ним одно целое.
Шестнадцатая нота — нота, по длительности в шестнадцать раз более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со шти­лем и двумя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестнадцатой длительности, флажки можно заменять двойными ребрами (см. Приложе­ние III).
Шестнадцатая  пауза — пауза, по длительности равная шестнадцатой ноте (см. Приложение IV).
Шестьдесят четвёртая нота — нота, по длительности в шестьдесят че­тыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и четырьмя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестьдесят четвёртой длительности, флажки можно заменять четырьмя ребрами  (см. Приложение III).
Шестьдесят четвёртая пауза — пауза, по длительности равная шестьде­сят четвертой ноте (см. Приложение IV).
Шиалтыш — марийский духовой народный инструмент, разновидность свистковой флейты. В прошлом один из распространенных инстру­ментов, ныне встречается редко.
Шимми  (анг. schimmy) — салонный и бальный танец, разновидность фокстрота. Музыкальный размер 2/4.
Широкое расположение — такое расположение аккорда в четырехголос­ное сложении, при котором интервал между первым и третьим го­лосами превышает октаву (интервал между басом и третьим голо­сом в расчет не принимается (см. Тесное расположение).

52

Широкомензурные духовые инструменты — медные хроматические духо­вые инструменты овальной формы (с вентилями). В семейство широкомензурных духовых инструментов входят: альт, тенор, баритон, бас, т. е. основные инстру­менты духового оркестра. Впервые использованы в военных оркест­рах России в 1826 г. К широкомензурным духовым инструментам примыкают туба и др.
Шичепшин — адыгейский народный струнный смычковый инструмент. Был популярен до начала XX в., ныне встречается редко.
Шкала звуков — то же, что звукоряд.
Шотырп — адыгейский народный ударный инструмент, вид малого ба­рабана без определенной высоты звука. Способ звукоизвлечения — ладонью, палочкой или колотушкой.
Шпильман —1. Средневековые бродячие артисты в германоязычных странах (то же, что жонглеры, ваганты, скоморохи). С XIV в.— профессиональные городские музыканты, объединявшиеся в цехи. 2. Немецкое обозначение группы барабанщиков и трубачей в воен­ных оркестрах, выступавшей под руководством тамбурмажора.
Шрути (санскр. слышать) — минимальное расстояние между двумя зву­ками, а также принцип организации звукоряда в индийской класси­ческой музыке, подразумевающей его деление на 22 неравных по величине интервала. Шрути — наименьший интервал и средство музы­кальной выразительности, способствующее выявлению эмоциональ­но-психологического состояния. Каждый шрути имеет свое название (неизменный, блистающий желанный, прекрасный и т. д.). Шрути делят­ся на пять групп: жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалоб­ные. Наличие шрути является свидетельством высокой степени разви­тости и утонченности классической индийской музыки.
Штиль   (гр. stylos — палочка) — вертикальная черточка, прибавляемая к овалу половинной, четвертной, восьмой, шестнадцатой и т. д. ноты.
Штириен — салонный танец, распространенный в Европе XIX в. Темп умеренный, размер 3/4.
Штрих   (нем. Strich — черта) — способ звукоизвлечения на струнных инструментах, основанный на характере движения смычка (легато, деташе, спиккато, стаккато и т. д.). Термин штирх используется при­менительно и к игре на других инструментах, а также к пению. Выбор штриха определяется стилистическими особенностями исполняе­мой музыки, ее образным характером, а также исполнительской редакцией.
Шувыр,  шувюр, шюббер — марийский народный духовой инструмент, разновидность волынки. На шувыре исполняют мелодии обрядовых, тру­довых и свадебных песен, а также танцев. Ныне выходит из упо­требления.
«Шульверк»   (нем. «Schulwerk» — школьное дело) — специальные посо­бия, в основу которых положена система музыкального воспитания детей, разработанная немецким композитором, музыковедом и пе­дагогом Карлом Орфом.
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В от­личие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. В музыке используются шумовые инструменты, шумы также применяются в некоторых произведениях современной музыки, хотя формалистическое злоупотребление ими производит антиэсте­тическое впечатление.
Шумка — украинская народная песня-танец, похожая на коломыйку. Размер 2/4.
Шумовое оформление — шумы и звуки, используемые в драматических спектаклях, кинофильмах, радиопередачах и др. для имитации зву­ковых явлений, создания определенного настроения и т. д.
Шумовой оркестр — оркестр, в состав которого входят, главным обра­зом, шумовые инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки).
Шумовые оркестровые инструменты — устройства для получения шу­мов, которые создают определенный ритмический и тембровый ко­лорит. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:  барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен,  треуголь­ник, кастаньеты и т. д.
Шумофон  (от шум и phone — звук) — электрический одноголосный ин­струмент с грифом. Позволяет имитировать производственные шу­мы, выстрелы, бряцание, шум ветра, звуки прибоя и т. д. Диапазон: фа — фа3.
Шэн — китайский духовой язычковый инструмент, род губной гармони­ки. Существуют большой, средний и малый шэн. Упоминается в книге песен «Щицзин» еще в XI—VI вв. до н. э. Сохранил популярность как народный инструмент, используется в ансамблях и оркестрах.

Щ
Щипковые музыкальные инструменты — струнные инструменты, на ко­торых играют, извлекая звук «щипком», т. е. цепляя струну пальцем или медиатором (плектром). К щипковым музыкальным инструментам принадлежат: арфа, бандура, балалайка, домра, гитара, гусли, кобза, мандолина, саз и др.

Ы
Ыр, йыр, жир — общее наименование песен у тюркских народов. Ис­полняются народными певцами-сказителями ырчи (йырчи), сопро­вождающими пение на агач-комузе.

Э
Эвфония (гр. euphonia — благозвучие) — оценочная категория античной эстетики, применявшаяся для оценки речевых и музыкальных форм звучания. Категорию эвфонии применяли также эстетики эпохи Возрож­дения.
Эквиритмический перевод (от лат. aequus — равный и ритм) — перевод текста оперного либретто, романса, песни и других вокальных про­изведений на другой язык, в котором словесные акценты соответ­ствуют ритму музыкальной фразы.
Экводин — электрический одноголосный музыкальный инструмент с гри­фом и клавиатурой. Общий диапазон: До1 — Соль5. Имеет богатые тембровые возможности, управление атакой и затухание звука, ви­брато на клавиатуре; может имитировать звук деревянных и медных духовых, а также ударных инструментов, колокольчиков и т. д.
Экзерсис  (фр. exercice — развивать, упражняя) — упражнение для раз­вития техники (этюд, вокализ и т. д.).
Экзотическая музыка (от гр. exotikos — чужой, иноземный, заморский) — музыка с элементами мелодики, ритмики, инструментовки, характер­ными для музыки стран Востока (Японии, Китая, Индии и т. д.).
Экоссез  (фр.   ecossaise — шотландская) — старинный   шотландский народный танец, исполняемый в сопровождении волынки. В XIX в. был популярен как бальный танец. Размер 2/4. Темп быстрый.
Экспериментальная   музыка (от лат. experimenlum — проба, опыт) — музыка, сочиняемая для проверки новых композиционных приемов, условий исполнения, необычного звукового материала, новых музы­кальных инструментов и т. д. Понятие экспериментальная   музыка неопределенно и измен­чиво: если ранее к экспериментальной   музыке относили конкретную музыку, светомузыку, электронную музыку, то позже экспериментальная   музыка стала стохастическая и аглоритмическая музыка и т. д. Однако «граница между эксперимен­тальным музыкальным развитием, с одной стороны, и явными вы­ходками музыкально-кафе-шантанного, балаганного характера, с дру­гой стороны, не исчезает никогда» (Ц. Когоутек), поэтому следует «различать настоящую музыку и подмену композиции спекуляцией» (он же).
Экспозиция   (лат. expositio — изложение) — первый раздел сонатной формы или фуги, в котором изложены основные темы (в простой фуге — начальный раздел, последовательное изложение темы во всех голосах). Экспозиция сонатного аллегро состоит из нескольких партий. В главной партии излагается основная тема. В связующей партии проводится модуляция в другую тональность или подготовка нового тематического материала. В побочной партии излагается новая тема (или несколько тем), контрастирующая с главной и излагаемая в тональности, подготовленной связующей партией. В заключительной партии закрепляется тональность побочной партии, нередко объеди­няется материал главной и побочной партии или излагается новый тематический материал завершающего характера. В экспозиция могут отсут­ствовать связующая и заключительная партии.
Экспромт   (от лат. expromtus — готовый, быстрый) — 1. Музыкальное произведение, созданное без предварительной подготовки, в резуль­тате импровизации. 2. Музыкальное произведение импровизационно­го характера (напр., экспромт для фортепиано Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Скрябина).
Эксцентрика музыкальная (от лат. excentricus — вне центра) — приме­няемое в цирке и на эстраде исполнение музыки необычными, трю­ковыми способами или на специальных эксцентрических инструмен­тах — сковородках, метелках, пилах и т. д.
Экофонетическая нотация (от гр. ekophono — восклицаю) — древнейшая византийская нотация, предназначенная для чтения нараспев бого­служебных книг. Возникла на основе знаков просодии. Многие знаки экофонетической нотации вошли в знаменную, кондакарную и др. нотации.
Элегия   (гр. elegeia от elegos — жалоба) — пьеса задумчивого, печаль­ного характера. Ранние образцы элегии принадлежат Г. Перселлу, Л. Бет­ховену, в русской музыке М. Глинке, А. Алябьеву, А. Варламову, М. Яковлеву и др. Инструментальные элении создавали Ф. Лист, Э. Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, И. Стравинский, Б. Барток и др.
Элементарная теория музыки — учебный предмет, излагающий принци­пы нотной записи и основные элементы музыки: звук, звукоряд, гамма, интервалы, аккорды, лады, тональности, ритм, метр, размер и т. д.  
Эмиритон — клавишный электромузыкальный инструмент, сконструиро­ванный А. Ивановым, А. Римским-Корсаковым, В. Крейцером и В. Дзержковичем в 1935 году.
Энгармонизм   (от гр. enharmonios — согласованный, совпадающий) — одинаковое по высоте звучание двух различных по наименованию звуков (напр., фа диез и соль бемоль) в равномерно-темперирован­ном звукоряде. В музыке существуют энгармонически равные: 1) ин­тервалы (напр., малая терция и увеличенная секунда, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т. д. (см. Приложение X); 2) ак­корды (напр., уменьшенный септаккорд при энгармонической замене отдельных составляющих его звуков превращается в одно из трех обращений других уменьшенных аккордов; 3) тональности (напр., до диез мажор и ре бемоль мажор); т. е. те тональности одного ла­да — мажорные и минорные,— тоники которых энгармонически рав­ны. Гаммы этих тональностей звучат одинаково, но записываются по-разному (см. Квартово-квинтовый круг).
Энгармоническая модуляция — см. Модуляция.
Эолийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Сред­невековые лады.
Эолова арфа — древнейший струнный музыкальный инструмент, состоя­щий из деревянного корпуса прямоугольной формы и натянутых в нем 8—13-и струн, издающих нежный, мелодичный звук, приводя­щихся в колебание воздушным потоком. Название происходит от имени древнегреческого бога ветра — Эола.
Эпизод (гр. episodion — вставка) — 1. В рондо — каждый из разделов, чередующихся с главным разделом — рефреном. 2. Новая музыкаль­ная мысль (в виде темы или целого раздела), непосредственно не связанная с основным материалом.
Эпилог   (гр. epilogos — заключение) — картина или часть акта, допол­няющая основное действие в опере, балете, кантатно-ораториальных произведениях и завершающая его (напр., эпилог в опере М. Глинки «Иван Сусанин»).
Эпиталама  (от гр. epithalamos — свадебный) — свадебная песнь в честь молодых. В оперной музыке широко известна эпиталама Виндекса из оперы А. Рубинштейна «Нерон».
Эпитафия   (гр. epitaphios — надгробный) — музыкальное произведение в честь умершего  (напр., «У могилы Рихарда Вагнера» Ф. Листа, «Надгробная песнь» на смерть Н. Римского-Корсакова И. Стравинского и др.).
Эрху, эрхуцинь — китайский смычковый двухструнный инструмент, раз­новидность хуциня. Используется как сольный и ансамблевый ин­струмент, входит в состав оркестра.
Эс — 1. Деталь фагота, контрафагота и английского рожка, по виду напоминающая латинскую букву S, на конец которой надевается мундштук с тростью. 2. Боковые выемки в корпусе инструментов скрипичного семейства, облегчающие ведение смычка при игре на крайних струнах. 3. Эсик — колодочка смычка у струнных инстру­ментов, к которой прикреплен волос.
Эскиз  (фр. esquisse — набросок) — 1. Отрывочные записи тем, мелоди­ческих и гармонических оборотов, ритмических фигур, гармоничес­кого плана и т. д.— все, что входит в начальный этап работы над произведением. 2. Музыкальные произведения, представляющие со­бой как бы зарисовки картин природы, быта и т. д. (напр., «Кав­казские эскизы» М. Ипполитова-Иванова, «Закарпатские эскизы» В. Гомоляки и т. д.).
Эстампида — одна из форм инструментальной музыки XIII—XIV вв., состоящая из 5—6-и мелодических фраз, повторяющихся с изменен­ным окончанием. Основная область применения эстампиды — танцевальная музыка.
Эстетика музыкальная — раздел эстетики, изучающий музыку как вид искусства. Предметом музыкальной эстетики является диалектика общих, особенных и отдельных закономерностей музыкально-исторического процесса, социологической обусловленности музыкального творчества, худо­жественного отражения и познания действительности в музыке, предметного воплощения музыкальной деятельности, ценностей и оценок музыкального искусства.
Эстрада  (от лат. stratum — настил, пол) — 1. Подмостки для концерт­ных выступлений. 2. Вид сценического искусства, объединяющий различные формы исполнительства (вокальное и инструментальное, художественное чтение, танцы, цирковые номера, акробатику и т. д.). Эстрадные концерты строятся как на основе разрозненных, так и объединенных определенной тематической направленностью номеров. Особая роль в эстрадных представлениях принадлежит ведущему или конферансье, обеспечивающему связь между номерами.
Эстрадный оркестр — оркестр, исполняющий легкую музыку. Составы эстрадных оркестров бывают разнообразными — от небольшого состава из 5—7-и инструментов (саксофон, труба, гитара, контрабас, ударные) до сим­фонического состава, дополненного саксофонами, ударными, элек­тромузыкальными инструментами.
Этнография  музыкальная (от гр. etnos — народ и grapho — пишу) — научная дисциплина, изучающая народное музыкальное творчество как явление, отражающее в художественной форме процесс разви­тия общества, его этническую специфику, систему специфических музыкально-выразительных средств и исполнительского поведения. Важнейшей областью этнографии музыкальной является запись, фиксация и расшиф­ровка произведений народного музыкального творчества, изучение народных музыкальных инструментов, их восстановление и ввод в музыкальный обиход, фиксация данных об исполнителях и истории мест бытования народных музыкальных произведений. Итогом этой работы является систематизация собранных материалов, составле­ние каталогов, музыкально-этнографические публикации. Материа­лами этнографии музыкальной  широко пользуются композиторы, музыковеды, музы­канты-исполнители, участники художественной самодеятельности. Соответствующие курсы изучают студенты высших и средних спе­циальных учебных заведений.
Этюд   (фр. etude — изучение) — 1. Упражнение для развития исполни­тельской (главным образом инструментальной) техники. 2. Высоко­художественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этю­ды-картины» С. Рахманинова и др.).
Эфы — резонаторные прорезы в верхней деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на латинскую букву f.
Эхо   (гр. echo — отголосок) — 1. Отражение звука, воспринимаемое от­дельно от самого звука (первичного импульса), если расстояние между ними во времени равно 0,05 — 0,06 сек. При меньшем рас­стоянии отражение звука воспринимается не как эхо, а как продол­жение (см. Реверберация), а при большем — воспринимается как самостоятельный звук. 2. Художественный прием, состоящий в по­вторении звука, созвучия или музыкальной фразы с меньшей силой звучания (напр., «Эхо» О. Лассо).

Ю
Юбилейная музыка — музыка, созданная в связи с юбилеем выдающе­гося деятеля или в ознаменование определенной даты. К юбилейной музыке от­носятся юбилейная кантата (И. С. Бах); торжественная увертюра («1812 год» П. Чайковского); торжественные марши («Юбилейный марш» М. Ипполитова-Иванова), торжественная кантата («Расцве­тай, могучий край» С. Прокофьева), другие вокальные, вокально-хоровые и инструментальные произведения торжественного харак­тера.
Юбиляция   (лат. jubilatio, буквально — ликование) — 1. В католическом пении — орнаментальные импровизации религиозного восторженно-ликующего характера, распевающиеся при исполнении григориан­ского хорала на последнем слоге слова «аллилуйя». Классический образец юбиляции — «Аллилуйя» В. А. Моцарта. 2. В полифонии строгого стиля — оживленное мелодическое движение, заполняющее проме­жутки между основными долями и как бы украшающее общее дви­жение. Иначе — мелодическая фигурация.
Юмореска   (нем. Humoreske — мимолетная шутка) — небольшая пьеса шутливого, юмористического характера (напр., юмореска Р. Шумана).
Юрочка, юрачка — белорусский народный шуточный танец, исполняемый в быстром темпе. Музыкальный размер 4/4.

Я
Язычок — 1. Деталь деревянных духовых музыкальных инструментов (гобоя, фагота и др.), представляющая собой узкую камышовую пластинку, которая закрывает отверстие для вдувания воздуха. Воз­никающие при этом колебания передаются столбу воздуха, заклю­ченному в стволе инструмента, и заставляют его звучать. Язычок (или трости) бывают одинарными (кларнет, саксофон) и двойными (го­бой, фагот, английский рожок). 2. Звучащая деталь язычковых ин­струментов — тонкая стальная, латунная, пластмассовая пластинка, которая одним концом крепится к т. н. рамке и колеблется с уста­новленной частотой от струи вдуваемого воздуха.
Язычковые музыкальные инструменты — инструменты, в которых источ­ником звука служит язычок (2). К таким инструментам относятся: аккордеон, баян, гармоника, фисгармония и т. д.
Янка — белорусская народная плясовая песня. Размер 2/4.
Янычарская музыка, янычарский оркестр — название набора традици­онных инструментов военного оркестра янычар. В него входили: большой барабан, два небольших барабанчика, две тарелки, семь медных труб и пять шаламеев. Турецкая янычарская музыка воспринималась в Европе XVII—XVIII вв. как варварская, дикая, шумящая, гре­мящая. Янычарская музыка оказала заметное влияние на европейскую музыку, что отразилось в произведениях А. Гретри, К. Глюка, В. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Малера и др.
Японские лады — специфический интонационный комплекс, основу кото­рого составляют восходящие и нисходящие трихорды, состоящие из б. 3 и м. 2, м. 3 и б. 2. Ладотональная организация музыки гагаку (искусной музыки) складывается из шести звукорядов, сгруппиро­ванных в две субсистемы музыкального управления — рё(итокоцу-тё, со-дзё, тайсики-тё) и рицу (хё-дзё, осики-тё, бансики-тё), позднее сложились лады: ёсэнпо, инсзнпо и кокиндзёси.

 

 
 

новости:
25 .05.2006 появился новый раздел сайта - музыкальный словарь подробнее...
 

 
 
.     Copyright (c) 2006. classical-guitar. Все права защищены.      
Hosted by uCoz