all about classical guitar  
line decor
   классическая гитара
line decor
 

 


 

 

 
 
музыкальный словарь (Д-Й)

А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;

Д
Давлури — грузинский народный танец. Медленная часть — хороводная, исполняется группой, оживленная — парами. Музыкальный размер 6/8, темп медленный.
Дайна (литовское daina) — общее название различных литовских народ­ных песен, самый распространенный вид народного творчества. Дайне присущи лиризм музыкальных и поэтических образов, лаконич­ность музыкальной формы. По тематике дайны делятся на мифологи­ческие, трудовые, календарные, обрядовые, свадебные, любовные, семейные, детские, военно-исторические, революционные и др.
Дайра  (груз.), дойра  (узб., тадж.) — ударный инструмент типа бубна.
Далёкие тональности — тональности второй и третьей степени родства (см. Родство тональностей).
Дансон (от исп. danzon — танец) — народный кубинский танец с харак­терным синкопированным ритмом. Размер 2/4.
Даньпигу — китайский ударный инструмент, род одностороннего бара­бана.
Дапп, даф, хавал — ударный инструмент типа бубна.
Даудите — литовский духовой музыкальный инструмент. См. Тремитас.
Даулпаз — казахский ударный инструмент типа литавры.
Двоезнаменник — особый вид древнерусских музыкальных рукописей с параллельным изложением мелодии в знаменной и пятилинейной системах нотной записи.
Двойная точка — две точки, стоящие правее ноты и увеличивающие ее длительность на 3/4 основной длительности.
Двойная  нота — обозначение двух звуков, одновременно извлекаемых на одном инструменте.
Двойная  фуга — фуга, построенная на двух простых (одноголосных) темах, развивающихся при помощи двойного контрапункта. Двойные  фуги разделяются на: 1) Двойную  фугу с общей экспозицией тем, появляющихся одновременно и состоящих из таких же частей, как и простая фуга. 2) Двойную  фугу с раздельной экспозицией тем, в которой каждая тема по­является отдельно от другой. Двойная  фуга этого вида состоят из трех час­тей: а) экспозиции первой темы; б) экспозиции второй темы; в) свободной части, построенной на одновременном проведении в двойном контрапункте обеих тем.
Двойной бемоль — см. Дубль-бемоль.
Двойной диез — см. Дубль-диез.
Двойной канон — канон, в котором участвуют не менее четырех голосов, из них два одновременно излагают различные мелодии (пропосты), а два других имитируют их (риспосты).
Двойной контрапункт — полифоническое соединение двух голосов, позво­ляющее при повторении одновременно перемещать их по вертикали. Другое название — вертикально-подвижной контрапункт.
Двойной мордент — название мелизма. Двойной мордент — последовательное испол­нение пяти нот: главной (указанной в нотной записи), верхней вспо­могательной (на секунду выше главной), главной, верхней вспомо­гательной и снова главной. Обозначается знаком 6 (подробную информацию об обозначении и исполнении двойных мордентов можно получить в 110-м уроке «Школы»).
7

Двойной перечёркнутый мордент — название мелизма. Двойной перечёркнутый мордент — после­довательное исполнение пяти нот: главной (указанной в нотной запи­си), нижней вспомогательной (на секунду ниже главной), главной, нижней вспомогательной и главной. Обозначается знаком 8 (подробную информацию об обозначении и исполнении двойных мордентов можно получить в 110-м уроке «Школы»).

9

Двойной хор — хор, разделенный на две части (фактически два хора). Каждая часть имеет все партии самостоятельного хора (сопрано, альты, тенора, басы). Объединение двух частей хоров образует мно­гоголосный (восьми и более) хоровой ансамбль.
Двухчастная форма (простая двухчастная форма) — построение музы­кального произведения, представляющее собой сопоставление двух однородных или контрастных по характеру периодов. Разделы двухчастной формы, как правило, контрастны, каждая из частей может повторяться.
Дека (нем. Decke— крышка) — верхняя часть корпуса струнных музыкальных инструментов, предназначенная для создания резонанса (усиления) звука натянутых над ней струн. Дека изготовляется из специальных сортов древесины (клен, ель, пихта и др.). Колебания струн передаются через подставку (душку). Дека у фортепиано — щит, склеенный из нескольких дощечек и помещенный под струнами вну­три корпуса.
Декламация музыкальная — 1. Соотношение речи и музыки в вокаль­ных произведениях, соответствие музыкальных и смысловых акцен­тов, интонаций речи, предложений, фраз и т. д. 2. Естественность и выразительность произношения текста в вокальном произведении. 3. Мелодекламация (см.). 4. То же, что речитатив.
Демественный   распев — древнерусский церковный распев, возникший в Киевской Руси и особенно распространившийся в XV—XVII вв.; от­личался от знаменного распева приподнятостью, виртуозностью, бо­гатством мелодических украшений; Демественный   распев не подчинен системе осмо­гласия, своеобразен по ритмике, в которой симметрия движения постоянно нарушается синкопами и «оттяжками». Для записи демественного   распева существовала специальная система знаков (демественная азбука). Демественный   распев одноголосен, однако со второй половины XVI в. по первую четверть XVIII в. культивировалось многоголосное пение, также на­зываемое демественным. Его природа пока недостаточно изучена.
Демпфер   (нем. Dampfer — глушитель) — механическое приспособление в многострунных музыкальных инструментах, предназначенное для задерживания колебаний струн (их приглушения). Аналогичные по назначению приспособления применяются и на других инструментах (см. Сурдина).
Денцивка — украинский народный инструмент, похожий на сопилку; от­личается от нее призматической формой и косым срезом губника; имеет несколько игровых отверстий. Распространена в Западной Ук­раине.
Деревянные духовые инструменты — название группы духовых инстру­ментов симфонического оркестра, в которую входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы (все их разновидности). Название «деревянные» в настоящее время традиционно, потому что ранее эти инструменты изготовлялись только из дерева, а сейчас и из металла, пластмасс и даже стекла.
Деташе (фр. detache, от detacher — отделять) — исполнительский прием; извлечение звука на струнных смычковых инструментах плавными движениями смычка вверх или вниз.
Детонация, детонирование (от фр. detonner — петь фальшиво) — откло­нение (повышение или понижение) звука от необходимой высоты. Причины детонации разнообразны: неразвитый музыкальный (вокальный) слух, недостаточное развитие ладового чувства, отсутствие коорди­нации между слухом и голосом, болезнь голосового аппарата, пло­хие акустические условия, недостатки вокального мастерства.
Детская музыка — музыка, предназначенная для детей. Произведения для прослушивания характеризуются живым поэтическим содержа­нием, яркими образами, простой и четкой формой. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, зву­коподражания, танцевальность, маршевость, песенность, опора на на­родные традиции. Произведения, создаваемые для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. К лучшим образ­цам детской музыки принадлежат произведения Леопольда и Вольфганга Мо­цартов, И. Баха, Р. Шумана, П. Чайковского, В. Ребикова, Н. Лы­сенко, С. Прокофьева, К. Стеценко, В. Косенко, Л. Ревуцкого, Д. Ка­балевского, Б. Бартока, А. Филиппенко, 3. Кодая, Б. Бриттена, К. Орфа, И. Дунаевского, Р. Бойко, В. Шаинского и др.
Детская музыкальная школа (ДМШ) — в России детское учебное заве­дение, в котором ученики обучаются игре на каком-либо музыкаль­ном инструменте, а также основам музыкально-теоретических зна­ний, сольфеджио, хоровому пению. Задачей ДМШ, в первую очередь, является воспитание музыкантов-любителей, а также подготовка наиболее одаренных учеников для поступления в средние специаль­ные музыкальные и музыкально-педагогические учебные заведения. 
Детские голоса — см. Альт. Дискант.
Децима   (лат. decima—десятая) — 1. Составной интервал, охватываю­щий десять ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 10. Дециму мож­но рассматривать как терцию через октаву. Большая децима состав­ляет 8 тонов. Малая децима — 7 1/2 тонов. Десятая ступень от задан­ной.
Децимет   (ит. decimetto, от лат. decimus—десятый) — 1. Ансамбль из десяти исполнителей. 2. Произведение для десяти исполнителей.
Децимоль — ритмическая фигура из десяти нот, по продолжительности звучания равная восьми нотам той же длительности. Образуется при делении шести-, восьми-, или девятидольного такта на десять рав­ных частей (см. Приложение XV).
Дечк-пондур — чечено-ингушский струнно-щипковый инструмент с кор­пусом, шейкой и головкой из дерева. Имеет 3 струны, строй — секундо-терцовый.
Джаз (англ, jazz) — 1. Жанр эстрадной музыки, главным образом тан­цевального характера. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредствен­ные предшественники джаза— спиричуэлс, блюз, регтайм и др. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональ­ность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование, поли­ритмия), специфический состав исполнителей и инструментов, ис­пользование разнообразных тембровых красок и звукоподражатель­ных элементов. Известны различные джазовые стили: диксиленд, свинг, бибоп, кул, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, биг-бит и др. Джаз оказал влияние на творчество И. Стравинского, К. Дебюсси, Д. Гершвина, М. Равеля, Д. Мийо, Э. Кшенека и др. 2. Оркестр, ис­полняющий джазовую музыку, джаз-банд, бэнд.
Джаз-рок — синтез элементов джаза и рок-музыки.
Джегуако — певцы-импровизаторы и исполнители героических, лиричес­ких и шуточных песен народов Кавказа.
Ди — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6-ю игровыми отверстиями. Существуют два рода ди — цюйди (в оркест­ре жанра «кунцюй») и банди (в оркестре жанра «банцзы»).
Диалог (гр. dialogos — разговор двух лиц) — чередование музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу и исполняемых двумя голосами или инструментами. Диалог может исполняться и одним инструмен­том, но в разных регистрах.
Диапазон  (от гр. diapason (chordon) — через все (струны)) — I. Зву­ковой объем мелодии, звукоряда, певческого голоса, музыкальных инструментов. Определяется интервалом между самым низким и са­мым высоким звуком. 2. Общий музыкальный диапазон — объем звуков, используемых в музыкальной практике — от 16,35 Гц (До субконтроктавы) до 7901,4 Гц (си пятой октавы). 3. В древнегреческой му­зыке — название октавы. 4. Название некоторых труб органа. 5. Во Франции — мензура духового инструмента или органной трубы, а также тон для настройки инструментов. 6. Звуковой объем музы­кального произведения или его партий.
Диапазон динамический — максимальная разница силы звука на форте и пиано, издаваемого певцом (или инструментом). Диапазон динамический является одним из измеряемых показателей вокального мастерства, что позво­ляет считать его объективным критерием уровня вокальной техники певца.
Диатоника  (от гр. diatonos — переходящий от тона к тону) — система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных сту­пеней звукоряда (без применения альтерации).
Диатоническая гамма — поступенная последовательность основных зву­ков диатонического лада.
Диатонические интервалы — интервалы, образованные не измененными хроматически (альтерацией) ступенями лада (кроме тритона): чис­тые (прима, кварта, квинта, октава), большие и малые (секунда, терция, секста, септима, нона, децима).
Диатонические лады — древнегреческие лады, средневековые лады, лады европейской народной музыки, лады мажорно-минорной системы (без хроматизации).
Диатонический звукоряд —1. Звукоряд, образованный неальтерирован­ными ступенями (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), иначе — основной звукоряд. 2. Звукоряд, включающий альтерированные ступени, но построенный по той же схеме и имеющий такие же интервалы, как и основной звукоряд.
Диатонический полутон — интервал малой секунды, образованный двумя смежными ступенями звукоряда (напр.: си — до, соль — ля-бемоль, ре-диез — ми). См. Хроматический полутон.
Диатонический тон — интервал большой секунды, образованный двумя смежными ступенями звукоряда (напр.: фа — соль, си — до-диез).
Диафония (гр. dyo — два и phone — голос, звук) — 1. В Древней Греции то же, что и диссонанс. Противоположное понятие — «Симфония» (благозвучие). 2. В средневековой музыке — двухголосный склад.
Дивертисмент (фр. divertissement — развлечение, забава) — 1. Разновидность оркестровой сюиты — цикл из нескольких пьес развлекательно­го, веселого характера. 2. Сценическое представление, включающее танцевальные номера или сцены в виде танцев (чаще характерных), песен. 3. Вставные номера или характерные сцены, не связанные с сюжетом того спектакля, в который они включены. 4. Инструмен­тальные произведения, воспроизводящие внешние черты дивертисмента XVIII в. (1). 5. Промежуточные эпизоды фуги, в которых прерывается по­лифоническая разработка и вводится новый материал интермедийного плана.
Дивизи   (ит. divisi — разделенные) — в партиях однотипных музыкаль­ных инструментов (или хора) знак (div.), указывающий разделение группы исполнителей на две или более самостоятельные партии в за­висимости от того, сколько звуков входит в аккорд. Действие знака прекращается появлением знака unis. (ит. unisono — вместе) или же nondiv. (не делить).
Диез   (#)    (от  гр.  diesis — полутон) — название знака,  указывающего повышение ступени звукоряда на полутон. В буквенном обозначе­нии — слог is.
Диес ире (лат. «Diesirae» — день гнева) — 1. Средневековое католичес­кое песнопение. Музыка диес ире — мрачная, зловещая — выражает идею «страшного суда». 2. Раздел реквиема (см.)
Диксиленд — название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, со­стоявших из белых музыкантов. Для диксиленда характерен ритм «ту бит» с акцентами на второй и четвертой долях, а также использование европейской композиторской техники.
Диктант музыкальный — запись музыки по слуху. Диктант музыкальный. используется в качестве специального упражнения на занятиях по сольфеджио и является одним из способов развития слуха.
Дикция   (лат. dictio — произношение) — умение четко и выразительно произносить текст во время пения. Недостатки дикции можно исправить, применяя специальные упражнения.
Дилетант (ит. dilettante — любитель) — любитель; человек, занимающий­ся наукой или искусством ради собственного удовольствия, часто, без необходимой профессиональной подготовки.
Дилетантизм  (фр. dilettantisme — любительство) — дилетантское, непро­фессиональное отношение к любой отрасли науки и искусства (см. Дилетант).
Дилогия   (от гр. dilogia — повторение сказанного) — цикл из двух за­конченных музыкально-сценических произведений, объединенных общ­ностью идеи, героев и преемственностью сюжета. Пример музыкаль­ной дилогии — оперы К. Глюка «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тав­риде».
10Диминуэндо (ит. diminuendo — уменьшая) — знак, указывающий на по­степенное уменьшение силы звука, то же, что декрешендо (decrescendo). Обозначения — dim.; dimin.;
Диминуция (от лат. diminutio — уменьшение) — 1. В мензуральной но­тации — уменьшение длительности нот на определенную часть. Диминуция на 1/2, 1/3, 1/4 длительности нот обозначалась при помощи специальных знаков. 2. Общее название украшений, связанных с разделением ос­новных тонов мелодии на более мелкие длительности.
Динамика (от гр. dynamikos — силовой) — сила (громкость) музыкаль­ного звучания. Основные обозначения динамики: f (forte — форте) — громко, сильно; р (piano — пиано) — тихо, слабо; mf (mezzo-forte — меццо-форте) — умеренно громко; mp (mezzo-piano — меццо-пиано) — уме­ренно тихо; рр (pianissimo — пианиссимо) — очень тихо; ff (fortissi­mo — фортиссимо) — очень громко и т. д. Постепенное увеличение силы звучания — крешендо (cresc.); постепенное ослабление — дими­нуэндо (dim.). Динамика является важным выразительным средством, влия­ющим на восприятие музыки, вызывающим разнообразные ассоциа­ции. Использование динамических оттенков обусловливается содер­жанием и характером музыки, особенностями ее структуры и стиля. Логика соотношения музыкальных звучностей — одно из основных условий художественного исполнения (см. Приложение XII).
Диплипито, нагора — грузинский ударный инструмент, род керамических литавр. Входит в ансамбль сазандари и др. коллективы.
Дирекцион (фр. direction, буквально — руководство) — 1. Дополнитель­ный нотный стан, на котором над оркестровой партией выписаны основные мелодии других партий с указанием их вступления. 2. Со­кращенная (обычно 3-х — 4-х голосная) партитура небольших произведе­ний (маршей, вальсов, полек и др.), предназначенных для исполне­ния духовым оркестром. В дирекционе все голоса записываются в реальном звучании (в том числе и транспонирующих инструментов).
Дирижёр (от фр. diriger — управлять, руководить) — руководитель кол­лектива музыкантов-исполнителей (оркестра, хора, оперного или ба­летного спектакля), объединяющий всех его участников для дости­жения единой трактовки и художественной завершенности музы­кального произведения. Дирижёр передает свои замыслы исполнителям при помощи системы специальных дирижерских приемов.
Дирижёрская палочка — специальная палочка, которая помогает дири­жеру более выразительно показывать дирижерскую схему и ее эле­менты, как бы удлиняя правую руку дирижера. Дирижёрскую палочку  ввел в практику дирижирования в 1817 году Л. Шпор. Дирижёрскую палочку  используют, как прави­ло, дирижеры симфонического оркестра.  
Дирижёрская схема — основная составляющая часть системы жестов и мимики, при помощи которых дирижер добивается художественного исполнения музыкального произведения. Дирижёрская схема — это пластическое выражеиие размера исполняемого произведения (см. Приложение XVIII).
Дирижирование — искусство управления музыкальным коллективом (ор­кестром, хором и т. д.) в процессе разучивания и исполнения му­зыкального произведения. Дирижирование опирается на специально разработан­ную для этой цели систему жестов и мимики.
Дисгармония  (от гр. dys — отрицание и harmonia — созвучие) — несо­гласованность, нестройность, разлад; понятие, близкое к диссонансу.
Дискант (от лат. dis — раздельно, cantus — пение) — 1. Высокий детский (гл. образом у мальчиков) голос. Диапазон: с1—с2. 2. Партия хора или вокального ансамбля, исполняемая высокими детскими (или жен­скими) голосами. 3. Особая форма многоголосия в средневековой музыке, характерной чертой которой является противоположное дви­жение голосов. 4. Верхний голос — подголосок (дишкант), соли­рующий в импровизационно-виртуозной манере при исполнении не­которых украинских, белорусский и донских казачьих народных песен.
Диск-жокей — комментатор грампластинок  (дисков)  в дискотеках.
Дискография  (от фр. disque — пластинка и гр. grapho — пишу) — опи­сание содержания и оформления пластинок, каталоги, перечни, отде­лы периодической печати с аннотированными списками грампласти­нок, записями выдающихся исполнителей в книгах, рецензиях.
Диско-музыка — ритмичная танцевальная музыка, широко распрост­раненная в дискотеках.
Дискотека — форма организации досуга молодежи. Прослушивание му­зыки с комментариями диск-жокея. Музыка в дискотеке обычно сопровож­дается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т. д. Про­граммы дискотеки могут иметь тематический характер, а также предназна­чаться для отдыха и танцев.
Диссонанс (лат. dissonans — разнозвучащий, нестройно звучащий, небла­гозвучный) — созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания. К диссонансам относятся большая и малая секунды, их обращения, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, вклю­чающие упомянутые интервалы. К условным диссонансам относится также кварта по отношению к басу. С акустической точки зрения диссо­нанс является более сложным соотношением чисел колебаний длины струн, чем консонанс. С точки зрения восприятия диссонанс выступает более напряженным, неустойчивым созвучием, чем консонанс, требующим разрешения. В системе мажора и минора диссонанс и консонанс — понятия противоположные. До XVII в. диссонансам в музыке был полностью подчинен консонансу, в музыке XVII—XIX вв. обязательным прави­лом было разрешение диссонанса. С конца XIX в. и особенно в XX в., диссонанс приобретает большую самостоятельность — применяется без приготовления и разрешения. В настоящее время понятия диссо­нанса и консонанса — средств музыкальной выразительности — весьма  относительны (Б. Асафьев, Ю. Тюлин, П. Хиндемит, А. Шенберг, Б Яворский).                                                                                                            
Дистонация   (греч.  dys — отрицание,   tonos — тон,   голос) — фальшивое пение с тенденцией к повышению (см. Детонация).
Длительность — продолжительность звучания. Абсолютная длительность измеряет­ся в единицах времени (секунды, минуты и т. д.), относительная длительность выражается через соотношение, проявляющееся в метре и ритме. Акустически длительность зависит от продолжительности колебания вибратора. Основным знаком длительности является целая нота, а ее производ­ные — половинная, четвертная, восьмая и т. д. обозначают длитель­ность звучания по отношению к основной длительности. Особые ритмические фи­гуры образуют дуоль, триоль, квартоль, квинтоль и т д. (см. При­ложение III, IV, XV). Длительность является одним из важнейших средств музыкальной варазительности.
Дно — нижняя деталь корпуса (резонатора) некоторых струнных ин­струментов. Конструкция дна существенно влияет на формирование звука и тембр инструмента.
До (do) — 1. Одно из слоговых названий звуков, соответствующее бук­венному обозначению С или с (це). 2 Строй инструментов, звуча­щих в соответствии с написанием. 3. Название ключа.
Догматик — христианский гимн, излагающий восемь догматов веры. Со­стоит из восьми гласов, авторство текста и музыки которых припи­сывается Иоанну Дамаскину.
Додекафония    (гр. dodecaphone — двенадцатизвучие). I. Серийная додекафония: а) техника двенадцативысотной серии, б) техника неполновысотной серии (напр., десятизвуковой, шестизвуковой, четырехзвуковой) в ус­ловиях двенадцатиступенной звуковой системы. 2. Несерийная додекафония — техника двенадцатизвуковых рядов (также полных и неполных), не связанных повторностью одного и того же серийного порядка интер­валов. В современной додекафонии наибольшее распространение получили ме­тоды техники, разработанные А. Шенбергом и И. Хауэром. Суть метода А. Шенберга состоит в построении голосов и созвучий про­изведения из так называемой серии — определённой последователь­ности всех 12 звуков хроматической гаммы. Порядок звуков серии неизменен, ни один звук не повторяется. Серия может проводиться горизонтально, образуя мелодические мотивы; вертикально, образуя аккорды, а также в различных комбинациях этих движений. Метод И. Хауэра заключается в использовании тропов — 12-тоновых комп­лексов, состоящих из двух шестизвучий, которые могут выступать и как звукоряды, и как аккорды. В отличие от серии в каждом шес­тизвучии может иметь место изменение порядка звуков. Додекафония как ме­тод композиции ввели в практику И. Хауэр (1918—1919 гг.) и А. Шенберг (1921). Технику додекафонии применяли А. Шенберг, И. Хауэр, А. Веберн, А. Берг, частично Б. Барток, С. Прокофьев, А. Онеггер, П. Хиндемит, Д. Шостакович.
Дойна (рум. — песня) — молдавская и румынская лирическая народная песня, возникшая как песня пастухов. Состоит из двух частей: пер­вой — медленной и грустной; второй — радостной песни-танца.
Дойра — ударный музыкальный инструмент типа бубна, распространен­ный в Узбекистане, Таджикистане, странах Ближнего и Среднего Востока. Звук извлекают ударами пальцев рук (кроме больших паль­цев) и кистей.
Дол, дул (узб.), доул (тадж.) — ударный инструмент, применялся хан­ской и эмирской стражей.
Доли — грузинский, абхазский и аджарский ударный инструмент: двусторонний барабан в форме цилиндра с мембранами из бараньей ко­жи. Звук извлекают ударами пальцев или двух палочек с ременны­ми петлями.
Доля такта — единица музыкального метра, ритма и размера. Часть длительности такта, в котором всегда ощущается чередование силь­ных (акцентированных) и слабых (неакцентированных) долей. Силь­ная доля определяет начало такта, на нее приходится главный так­товый акцент (первая доля такта). В простых тактовых размерах — одна сильная доля, в сложных — две и более, но наиболее сильной является первая. Слабая доля такта не имеет акцента, кроме слу­чаев, когда по замыслу композитора акцент переносится с сильной доли на слабую (см. Синкопа).
До мажор — мажорная тональность, тоникой которой является до (то же, что С-dur). Знаков при ключе не имеет.
Домбра, думбра — казахский двухструнный щипковый инструмент, род­ственный русской домре и балалайке. Имеет корпус грушевидной формы и длинный гриф. На домбре играют щипком; строй струн — си, ми; диапазон — си — ми3. Домбра используется как сольный инструмент, игрой на домбре сопровождают свое пение акыны (см.). Домбра входит в со­став оркестра казахских народных инструментов, для чего созданы шесть ее разновидностей: пикколо, прима I и II, альт, тенор, бас и контрабас.
Доминанта  (ит. dominanta — буквально господствующая) — 1. Пятая ступень мажорного или минорного лада, одна из главных ступеней этих ладов, находящаяся на квинту выше тоники; обозначается рим­ской цифрой V или русской буквой Д, а также латинской D. 2. В гармонии —название трезвучия, построенного на пятой ступени мажора или минора.
Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции сверху. Обозначается V7.
До минор — минорная тональность, тоникой которой является до (то же, что С-moll). Имеет три бемоля при ключе (си, ми, ля).
Домра  (тюркское) — старинный  (XVI в.)  русский народный щипковый инструмент с корпусом круглой   формы и длинным грифом. Трех­струнная домра настраивается по квартам. Звук извлекают медиатором. В прошлом домру использовали скоморохи, соз­давшие целое семейство домр   (домришка, домра, домра басистая). В конце XIX в. В. Андреев усовершенствовал трехструнную домру и включил ее в состав ансамбля народ­ных   инструментов.   Четырехструнная  домра  с  квинтовым строем (как у скрипки или мандолины) распространена на Украине. В состав оркестра народных инструментов входят такие разновидности домр:
Домра-пикколо. Строй. с!, g1, d2, a2.
Домра-прима. Строй: g, d1, a1, e2.
Домра-альт. Строй: с, g, d1, a1.
Домра-тенор. Строй: G, d, а, е1.
Домра-бас. Строй: С, G, d, a.
Домра-контрабас. Строй: e1, А1 D, G.
Домрелла — электрический музыкальный инструмент без де­ки. Тембровое и демпферное устройство дают возмож­ность имитировать на домрелле звучание мандолины, домры, балалайки, гитары, других щипковых инструментов. Диа­пазон домрелы-альта: до — ми3; домреллы-тенора: соль — ля2.
Доол — армянский ударный инструмент, двухсторонний барабан с мем­браной из телячьей кожи. На верхней, более толстой мембране, пра­вой рукой отбивают сильные доли такта, а на нижней — мелкие дли­тельности. Используется в ансамбле с зурнами, сопровождает тан­цы, шествия.
Дорийская секста — 1. Интервал, образуемый I и VI ступенями дорий­ского лада. 2. Повышенная VI ступень натурального минора.
Дорийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средне­вековые лады.
Драматическое сопрано — высокий женский певческий голос, отличаю­щийся большой силой звучания по всему диапазону. Диапазон: в—с3. Для такого голоса написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, Аида в одноименной опере Дж. Верди и др.
Драматический тенор — высокий мужской голос, отличающийся большой силой и широтой звучания, выразительным, ярким тембром, но мень­шей подвижностью, чем лирический тенор. Диапазон: с—с2. Для такого голоса написаны партии Германа («Пиковая дама» П. Чайковского), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло) и др.
Драматический баритон — средний мужской певческий голос мужествен­ного тембра с сильными низкими и несколько напряженными верх­ними звуками. Диапазон: G — as1. Для такого голоса написаны пар­тии Риголетто в одноименной опере Дж. Верди, Алеко в одноименной опере С. Рахманинова, Грязного в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова и др.
Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке антич­ной Греции, основу которых составляли тетрахорды. В зависимости от интервального состава различались диатонические, хроматические и энгармонические нисходящие наклонения (рода) тетрахордов (тон, тон, полутон; полтора тона, полутон, полутон; два тона, четверть тона, четверть тона). Диатонические тетрахорды насчитывали три вида (тон, тон, полутон; тон, полутон, тон; полутон, тон, тон) и име­ли названия дорийский, фригийский, лидийский. Октавные лады об­разовывались соединением двух структурно одинаковых тетрахордов. Основными ладами были дорийский, фригийский и лидийский; мик-солидийский трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов; побочные гиполады образовывались от основных путем перестанов­ки тетрахордов и дополнением звукоряда до октавы. Сложившаяся на основе тетрахордов система ладов эволюционировала, развива­ясь в сторону расширения ладового диапазона. Названия древнегреческих ладов не совпадают с позднейшими европейскими названиями.
Дробь — 1. Прием игры на балалайке: быстрое чередование ударов паль­цами по струнам (сокращенно др.). 2. Прием игры на барабане. В но­тах обозначается как трель или тремоло.
Дрымба — самозвучащий украинский народный инструмент, похожий на маленькую подковку с упругим язычком (миндиком) в центре. Рас­пространены в Западной Украине.
Дубль-бемоль  (?) — знак альтерации, обозначающий понижение сту­пени на два полутона (целый тон). Произносится после названия ноты, к которой относится (напр., ми-дубль-бемоль). При буквенном обозначении слово дубль-бемоль заменяется слогами eses (эсэс), прибавляе­мыми к соответствующей букве, обозначающей ноту. Исключения: ми-дубль-бемоль (обозначается eses), ля-дубль-бемоль (обозначается asas) и си-дубль-бемоль (обозначается bb или bes).
Дубль-диез (U)знак альтерации, обозначающий повышение сту­пени звукоряда на два полутона (целый тон). Произносится после названия ноты, к которой относится (напр., фа-дубль-диез). При бук­венном обозначении слово дубль-диез заменяется слогами isis (исис), прибавляемыми к букве, обозначающей ноту.
Дуда — 1. Русский народный инструмент; иначе — дудка. 2. Общее на­звание русского, украинского и белорусского народного духового инструмента типа продольной флейты, изготовляемого из древесины. Используется в составе оркестров народных инструментов и как сольный инструмент. 3. Русский духовой музыкальный инструмент, похожий на волынку.
Дудук (арм.), дудуки (груз.) — духовой музыкальный инструмент, род­ственный баламану.
Дульце — отверстие в духовых инструментах, в которое исполнитель направляет струю вдуваемого воздуха.
Дума, думка — украинская народная лирико-эпическая песня, повест­вующая об исторических и современных событиях. Думы были ши­роко распространены на Украине в XV и XVII вв., их сочиняли и пели бродячие слепые музыканты (кобзари, бандуристы (см.)). 
Дуодецима   (лат. duodecima — двенадцатая) — 1. Составной интервал, охватывающий двенадцать ступеней звукоряда. Обозначается циф­рой 12. Дуодециму можно рассматривать как квинту через октаву. Чистая дуодецима имеет 91/2 тонов, уменьшенная — 9 тонов, увеличенная — 10 то­нов. 2. Двенадцатая ступень от заданной.
Дуоль (от лат. duo— два) — ритмическая фигура, образованная путем деления трехдольного такта на две равные части. Дуоль состоит из двух нот, равных по длительности звучания трем нотам такой же про­должительности. Обозначается цифрой 2. (см. Приложение XV).
Дутар   (от перс, до — два и тар — струна) — струнный щипковый ин­струмент с грушевидным корпусом и длинной шейкой. Имеет две струны, настроенные в кварту, квинту, унисон, реже в октаву. Диа­пазон: 11/2 — 2 октавы. Распространен во многих странах Востока и Средней Азии.
Духовая музыка — музыка, предназначенная для исполнения на духо­вых инструментах.
Духовная музыка — вокальные или вокально-инструментальные произве­дения на тексты религиозного характера, исполняемые во время цер­ковной службы. Лучшие образцы духовной музыки являются глубокими по со­держанию философскими произведениями, несмотря на традицион­ный латинский духовный текст («Реквием» В. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «Аве-Мария» Ф. Шуберта). Классические образцы рус­ской и украинской духовной музыки создали М. Дилецкий, А. Ведель, М. Бере­зовский и Д. Бортнянский.
Духовой оркестр — оркестр, состоящий из исполнителей на разнообраз­ных духовых музыкальных инструментах: деревянных (флейт, гобо­ев, кларнетов, фаготов); медных (корнетов, труб, валторн, тромбо­нов, альтов, теноров, баритонов, басов), а также ударных (малый и большой барабан, литавры, тарелки, треугольник). В необходимых случаях в состав духового оркестра включаются также саксофоны, контрафагот, смычковый контрабас, челеста, колокола, тамтам, арфа, рояль и др. Для духового оркестра характерно яркое, мощное звучание, и потому духовые оркестры часто играют на открытом воздухе (во время парадов, массовых праздни­ков и т. д.).
Духовые музыкальные инструменты — 1. Различные по форме, размерам и материалу трубки, образующие звук в результате колебания стол­ба воздуха, заключенного в них. Существуют деревянные и металли­ческие (медные) духовые музыкальные инструменты. К деревянным духовым музыкальным инструментам относятся: флейты, кларнет, гобой, фагот (и их разновидности). К металлическим: тру­ба, валторна, тромбон, туба и т. д. Характер звука духовых музыкальных инструментов зави­сит от формы и объема воздуха, заключенного в инструменте, от способа звукоизвлечения (вдувания воздуха в инструмент), а также от материала, из которого инструмент изготовлен. 2. Некоторые кла­вишные инструменты (орган, баян, аккордеон), столб воз­духа  в которых колеблется в результате воздействия мехов или специальных механических приспособлений, иначе — пневматические музыкальные инструменты. 3. Многие народные инструменты — свирель, волынка, зурна и др.
Душка — деревянная деталь смычковых инструментов (скрипки, альта, виолончели). Имеет форму цилиндрического деревянного стержня, вставляемого вертикально внутри корпуса и как бы распирающего верхнюю и нижнюю деки. Размеры и расположение душки, передающей колебания между деками, во многом определяют качество звучания инструмента.
Дуэт (нем. Duett, от лат. duo — два) — 1. Ансамбль, состоящий из двух певцов или инструменталистов. 2. Произведение для двух исполни­телей.
Дуэттино (ит. duettino) — маленький дуэт.
Дэф,  гавал — азербайджанский ударный инструмент, похожий на бу­бен. На дэфе исполняют ритмическое сопровождение к песням, танцам, разделам мугамов.

Ё
Ёхор — бурятские и монгольские народные хоровые песни, посвященные празднованию удачной охоты. Различают быстрые  ёхоры (энергичные, жизнерадостные, размер двухдольный) и медленные ёхоры (плавные, пе­вучие, в трехдольном размере).

Ж
Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент, встречаю­щийся на Украине, в Белоруссии и Литве. Имеет вид дудки с не­большим раструбом из коровьего рога или бересты; звук жалейки сильный, но несколько резковатый. Иногда жалейка применяется в оркестре народных инструментов.
Жанр (фр. genre — род, вид, тип) — понятие, обозначающее разновид­ность музыкального произведения, определяемую по различным при­знакам (содержание, структура, средства выразительности, особен­ности исполнения, состав исполнителей, назначение и т. д.). Слово жанр используют также для определения музыки: оперный жанр, симфо­нический жанр, камерный жанр и т. д., в узком смысле — для указания ее разновидностей: комическая опера, большая опера, лирическая опера, музыкальная драма; симфония, сюита, увертюра, симфоничес­кая поэма; соната, квартет, романс и т. д. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную класси­фикацию жанра на вокальные и инструментальные, в свою очередь, диф­ференцирующиеся по более мелким признакам.
Женские голоса — см. Сопрано, Меццо-сопрано, Контральто.
Жига (ит. giga, англ, jig) — 1. Бытовое название средневекового струн­ного инструмента. 2. Старинный английский народный танец кельт­ского происхождения, сохранившийся в Ирландии. В XVII—XVIII вв. жига становится салонным танцем, утрачивая свой первоначальный комический характер. Для жиги характерна «триольность» движения; размер — трехдольный (3/8, 6/8, 9/8 и т. д.), исполняется в очень быстром темпе. 3. Четвертая, завершающая часть в танцевальных сюитах XVII—XVIII вв.
Жок — (по-молдавски — танец) — массовый молдавский народный танец. Музыкальный размер 2/4 (иногда 6/8 или 3/8). Исполняется в быст­ром, постепенно ускоряемом темпе.
Журавель — украинская плясовая песня — хоровод. Размер 2/4 или 4/4; исполняется в умеренном, постепенно ускоряемом темпе. Тема «Журавель» использована П. Чайковским (финал 2-й симфонии), А. Аренским (Вариации для двух фортепиано) и др.

З
Загадочный канон — канон, в котором записывается только мелодия пропосты, а моменты и интервалы вступления риспост указываются только частично или же вообще не указываются, что дает возмож­ность «отгадать» их исполнителям.
Заглушение — фониатрический лечебный метод, состоящий в заглушении звучания голоса певца специальным устройством. Заглушение позволяет устра­нить ложные связи, возникшие между слухом и мышечными ощу­щениями певца при нарушении звукообразования. Метод заглушения разра­ботан советскими фониатрами И. Деражне и И. Левидовым; может быть использован и при обучении пению для исправления недостат­ков звукообразования.
Задержание — сохранение отдельного звука предыдущего аккорда в новом аккорде, для которого этот звук является посторонним и раз­решается в ближайший аккордовый тон (на секунду вверх или вниз). Задержание как элемент фигурации состоит из: 1) приготовления (предыдущий аккорд); 2) собственно задержания; 3) разрешения (переход в аккордовый тон). Встречается также неподготовленное задержание, называемое аподжатурой, которое включает в себя только два момента: задержание и разрешение.
Заключительная   партия — раздел сонатного аллегро (см. Сонатный цикл).
Запев — 1. Начало хорового произведения или песни, исполняемое од­ним певцом (или группой), после которого вступает весь хор. 2. На­чало былины, непосредственно не связанное с ее основным содержа­нием.
Запевала — певец-солист, исполняющий запев.
Заря — специальная музыка для сопровождения ритуала в Вооружен­ных Силах. С. Чернецкий создал музыку «зари» на основе ста­ринных военных сигналов «Заря», «Слушайте все», «Отбой».
Затакт — 1. Неполный такт, которым начинается музыкальное про­изведение или отдельная музыкальная фраза, мелодия. 2. (См. Ауф-такт.)
Звонкость — важное качество певческого звука, определяемое отноше­нием интенсивности высокой певческой форманты (ВПФ) к суммар­ной интенсивности звука голоса. Процентное содержание ВПФ в спектре голоса называется коэффициентом звонкости (КЗ).
Звук — 1. Наименьший структурный элемент музыки. 2. Физическое яв­ление, возникающее вследствие механических колебаний упругого те­ла (струны, натянутой кожи, воздушного столба и т. д.) с диапазо­ном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. 2. Ощущение, возникающее в сознании челове­ка в результате восприятия звуковых колебаний. Звук, имеющий вы­соту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музы­кальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов. Громкость музыкального звука должна быть выше уровня шума в помещении, но не превышать болевого порога (140—150 дБ), длительность — не менее 0,015—0,020 сек., тембр практически каких-либо физиологических ограничений не имеет.
Звуковая система — высотная (интервальная) организация музыкальных звуков на основе единого принципа. Термин употребляется в раз­личных значениях: 1. Звуковая совокупность в определенных преде­лах (пентатоника, додекафония и т. д.). 2. Расположение звуковых элементов (звукоряд, трезвучия, их обращения и т. д.). 3. Качест­венные связи, функции звуков (значение тонов в ладах и др.). 4. Со­отношение между звуками, строй (равномерно-темперированный строй и т. д.) (см. Тональность, Звукоряд, Гармония, Диатоника, Пентатоника, Хроматизм, Додекафония, Соноризм, Пуантилизм.)
Звуковая шкала — то же, что звукоряд.
Звукозапись — фиксация звуковых колебаний, осуществляемая с помо­щью специальных приспособлений на звуконосителе.
Звукопись — воплощение объективного мира выразительными средства­ми музыки. К звукописи относится имитация звуков природы — пения птиц, шума леса, ударов грома, воя ветра, звона колоколов и т. д. Более сложной является звукопись, опирающаяся на ассоциативные связи с явлениями действительности. Это — темп и движение музыки, цветовые ассоциации тембров (светлый, темный, матовый, блестящий, яркий, металлический, солнечный и т. д.), регистров, высотного положения отдельных звуков, аккордов, тональностей и т. д. Основным в звукописи является не воспроизведение внешних признаков явления, а произ­водимого им впечатления, чувств, которые оно вызывает. 3вукопись тесно связана с программной музыкой и является эффективным художест­венным средством, однако элементы звукописи присутствуют и в музыке, лишенной программной определенности.
Звукоряд I. Последовательность звуков звуковой системы, располо­женных в восходящем или нисходящем порядке. 2. Поступенная последовательность звуков лада. 3. Последовательность обертонов (см. Гармонический лад).
Звукообразование — см. Фонация.
Зеркальная реприза — особый вид репризы в сонатной форме. В зеркальной репризе разделы экспозиции повторяются в обратном (зеркальном) поряд­ке — сначала побочная, а затем главная партия.
Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра) — немецкая и австрийская разновидность комической оперы, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Для зингшпиля типичны бы­товые сюжеты с элементами сказочности. Особенно распространены были зингшпили  в Германии и Австрии XVIII в. Величайшие произведения в этом жанре   создал В. А. Моцарт («Похищение из сераля», «Вол­шебная флейта» и др.).
Знаки альтерации — см. Альтерация (Приложение V).
Знаменный распев — система старинных православных культовых на­певов XII—XVII вв. Название происходит от древнеславянского «знамя» — знак (певческий). Знаменный распев — вначале одноголосный, затем хо­ровой, акапельный, развивался в рамках системы осмогласия; мело­дика строго диатоническая, опирающаяся на равномерное посту­пательное движение в пределах кварты или квинты; ритм несиммет­ричный, определяемый текстом (см. Демественный распев). К знаменному распеву обращались в своих сочинениях Н. Римский-Корсаков, М. Балаки­рев, С. Рахманинов, А. Кастальский, А. Гречанинов, П. Чесноков, Н. Мясковский и др.
Знамя, знамена, крюки — безлинейные знаки, применявшиеся для запи­си древнеславянских напевов.
Зона — отражение в сознании человека физических качеств звука (вы­соты, тембра, громкости, длительности). Понятие «зона» введено Н. Гарбузовым, установившим, что каждой ступени звукоряда соответст­вует не одна частота, а несколько смежных частот. Так, например, звук ля1 воспринимается от 435 до 445 Гц, не переходя в соль-диез1 или си-бемоль1. Такие полосы частот для каждой ступени звукоряда получили название зоны звуковысотного слуха. Понятие «зона» распро­страняется также и на восприятие темпа, ритма, динамики, тембра.
Зонг  (англ, song — песня) — 1. Злободневная сатирическая песня в со­временных английских и немецких комических операх (Б. Брехт, К. Бейль), обзорах, музыкальных представлениях. 2. Название песни, употребляемое в поп-музыке, рок-музыке, бит-музыке.
Зонг-опера — песенная опера, рок-опера — эстрадное вокально-инстру­ментальное сценическое представление, объединенное сюжетным единством и синтезирующее в себе принципы классической оперы, мюзикла и рок-музыки. Первая советская зонг-опера — «Орфей и Эвридика» А. Журбина.
Зурна   (перс.— праздничная флейта) — духовой деревянный музыкаль­ный инструмент, распространенный у народов Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Звук зурны похож на звук гобоя.

И
Игил,  игиль — тувинский струнный смычковый инструмент с долбле­ным элипсовидным корпусом. Имеет шейку, две струны, настраива­емые в кварту или квинту.
Идиофоны  (от гр. idios — свой, своеобразный и phone — звук) — музы­кальные инструменты, в которых источником звука служит сама масса инструмента (материал, из которого он изготовлен): металл, дерево, стекло, камень, пластмасса. К семейству идиофонов принадлежат: колокола, треугольник, ксилофон, маримба, тамтам, тарелки, гонг, кастаньеты, гуиро, клавес и т. д.
Иллюстрация музыкальная — см. Музыкальная иллюстрация.
Имитация   (от лат. immitatio — подражание) — полное или частичное повторение в другом голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии. Имитация является одним из основных методов развития музыки, особенно полифонической. Голос, первым изложив­ший мелодию, называется пропостой, повторяющий ее — риспостой. К имитационным формам относятся инвенция, фуга, канон.
Импеданс (от лат. impedio — препятствовать) — 1. В акустике — понятие комплексного сопротивления, вводимое при рассмотрении акустиче­ских систем, иначе — сумма активного и реактивного сопротивлений. 2. В вокальной педагогике — главный критерий эффективности певческой техники. Наилучшие условия для фонации возникают тогда, когда в надсвязочном пространстве образуется значительное сопро­тивление порциям воздуха, прорывающимся во время раскрытий го­лосовой щели. Общее сопротивление, создаваемое при этом рото-глоточным каналом и колеблющимся в нем столбом воздуха, опре­деляет величину импеданса. Вокальная техника с сильным импедансом обеспечивает наилучшие условия для пения, неутомляемость и выносливость го­лосового аппарата, в то время как вокальная техника со слабым импедансом. позволяет петь «не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон). Импеданс является переменной величиной, не поддающейся численному измерению, и определяется по ряду косвенных признаков (положению гортани, степени раскрытия рта и т. д.), а также по конечному акустическому результату — качеству певческого звука. Подбор наиболее выгодной величины импеданса для каждого певца являет­ся ключевой проблемой процесса постановки голоса.
Импровизация  (ит. improvisazione, от лат. improvisus — внезапный, не­ожиданный) — 1. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Импровизация занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы, инструменталисты развивают напевы в процессе исполнения. В концертной практике XVIII в. импровизация также была достаточно распространённой. Широко распространена импровизация в современной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в сво­бодной форме.
Инвенция (от лат. inventio — выдумка, изобретение) — небольшая двух- или трехголосная пьеса, отличающаяся музыкальной изобретатель­ностью как в отношении мелодики, так и развитии темы и построения формы. В творчестве И. С. Баха инвенция занимает промежуточное поло­жение между полифоническими прелюдиями и фугами.
Индиспозиция (лат. indispositus — беспорядочный) — болезненное состо­яние голосового аппарата, возникающее в результате его переутом­ления.
Иннаби — азербайджанский народный женский танец. Темп умеренно-живой. Размер 6/8 (3/4). Сопровождается ансамблем сазандари.
Инструментальная  музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка   бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него), камерно-ансамблевой и оркестровой (см. Вокальная музыка).
Инструментоведение — отрасль музыковедения, изучающая происхожде­ние, развитие, конструкцию, тембровые, акустические и музыкально-выразительные возможности, а также классификацию музыкальных инструментов.
Инструментовка — изложение музыкального произведения для опреде­ленного инструментального или вокально-инструментального состава, напр., симфонического оркестра (духового, камерного и т. д.) или камерных ансамблей (трио, квартетов и т. д.). Процесс инструментовки заверша­ется созданием партитуры (см.).
Интервал (от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно — гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него ступеней звукоряда (см. Количествен­ная величина интервала), а его качество измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина интервала). По акус­тическим признакам интервалы делятся на консонансы (см.) и диссонан­сы (см.).
Интервал гармонический — интервал, образованный двумя одновремен­но звучащими звуками
Интервал мелодический — интервал, образованный двумя последователь­но взятыми звуками.
Интерлюдия (от лат. inter — между и ludus — игра) — небольшой музы­кальный эпизод, играющий роль связки между двумя частями музы­кального произведения или отдельными вариациями.
Интермедия   (от лат. intermedius — промежуточный) — 1. Небольшая комическая пьеса или сценка, исполняемая между действиями те­атрального спектакля. Такое же значение имела и интерлюдия. 2. Промежуточный эпизод, который готовит и соединяет соседние проведения темы в фуге.
Интермеццо  (ит. intermezzo — перерыв) — 1. Музыкальная пьеса проме­жуточного значения, которая помещается между двумя другими пьесами и отличается от них по характеру и настроению. 2. Неболь­шая самостоятельная инструментальная пьеса в свободной форме. Иногда так называется самостоятельный оркестровый эпизод в опере (напр., интермеццо в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова). Как самостоятельный жанр интермеццо ввел Шуман.
Интерпретация     (лат. interpretatio — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зави­сящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполни­тель.
Интерференция   (от лат. inter — между и ferio — бить) — наложение в пространстве нескольких звуковых волн, в результате которого в раз­личных местах образуется усиление или ослабление амплитуды воз­никающей волны.
Интонация (от лат. intono — громко произносить) — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: 1. Высотная организация музыкальных тонов по горизонта­ли, реально существующая только в единстве с временной организацией-ритмом. 2. Комплекс характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых и т. д.), обусловливаю­щих ее эмоциональное и смысловое значение для воспринимающих. 3. Каждое из наименьших сочетаний тонов, обладающее самостоя­тельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. 4. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и интервалов при исполнении.
Интрада (от ит. intrada — вступление, начало) — 1. Музыка, сопровож­дающая торжественные процессии. В XVI в. исполнялась ансамблем духовых, а с XVII в.— струнных инструментов. 2. Торжественная инструментальная пьеса, выполняющая роль вступления к опере или сюите.
Интродукция (лат.introduktio — вступление) — 1. Небольшое вступление в медленном темпе, предшествующее изложению главной партии в инструментальных произведениях крупной формы (симфония, соната, увертюра). 2. Разновидность оперной увертюры: небольшой оркестро­вый раздел в начале оперы, непосредственно вводящий в пролог или первое действие. 3. Вокальный ансамбль или хоровая сцена в начале оперы, следующие за увертюрой и открывающие первое действие.
Ионийский лад — см. Натуральные лады, Средневековые лады.
Ирмологий,   ирмолог, ирмологион, ирмолой — сборник ирмосов право­славного богослужения на год. Существовали нотный и богослужеб­ный ирмологий, содержащий только тексты. Первый печатный ирмологий, в который входили, кроме ирмосов, стихиры и песнопения, был издан во Львове в 1700 г.
Ирмос  (греч. irmos — связь) — в византийских гимнах строфа, соединя­ющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного стихосло­жения, устанавливая для них метрику напева ирмос. Тематика ирмос заим­ствовалась из библейских песен. В VII в., после появления канона, ирмос стали называть первый тропарь в каждой песне канона.
Исламей — стремительный кабардинский и адыгейский народный танец, иначе — кабардинка. Ритм близок лезгинке. Использован М. Бала­киревым в фантазии «Исламей».
Исполнение — творческий процесс воссоздания музыкального произведе­ния, зафиксированного в нотной записи. В зависимости от индивиду­альных особенностей исполнителя и его художественного мировоз­зрения содержание произведения получает реальное звучание. Ху­дожественно-выразительными средствами исполнения являются: агогика, артикуляция, динамика, нюансировка, фразировка и т. д. Особая форма исполнения — импровизация.
Исполнитель — музыкант, воссоздающий какое-либо произведение,— пе­вец, инструменталист, дирижер. Для исполнителя, помимо знания текста произведения, большое значение имеет изучение эпохи, в ко­торую было создано произведение, особенности биографии и творче­ских взглядов композитора, а также, уже имеющиеся трактовки данного произведения различными исполнителями.
Истинноречие — произношение слов в церковном пении так, как они зву­чат в речи. Истинноречие — антипод раздельноречия. Введено в 1652 г. царским указом во всех церквах государства, контролировалось комиссией во главе с Александром Мезенцем.
История музыки — наука, изучающая развитие музыкального искусства как исторический процесс, от его возникновения до современности. История музыки. включает как всеобщую историю музыки, так и развитие музы­кального искусства отдельных стран и народов. К истории музыки относятся явления, связанные с музыкальной культурой (профессиональное и народное творчество), историей музыкального исполнительства, му­зыкально-общественной жизни, музыкального быта и т. д. (см. Му­зыковедение). Курс истории музыки изучается в высших музыкально-педагоги­ческих и музыкальных учебных заведениях.

Й
Йодль   (нем. Jodel) — жанр народной песни альпийских горцев. Йодль — песня с рефреном-вокализом, исполняемая в специфической манере: с частыми и резкими переходами-скачками с грудного регистра на фальцет по широким интервалам (кварта, секста, децима...) или раз­ложенным аккордовым звукам. Нижние звуки исполняются на глас­ных «а» или «о», верхние — на «е» или «и». Такая вокализация (Jodeln — йодельн) — может быть как одноголосной, так и многого­лосной (в виде канона).
Йоухикко, хиу-кантеле — карельский и финский двухструнный смычко­вый инструмент в форме корытца, выдолбленного из дерева, с ело­вой или сосновой декой.
Йыр — общее название песен у некоторых тюркских народов.

 
 

новости:
25 .05.2006 появился новый раздел сайта - музыкальный словарь подробнее...
 

 
 
.     Copyright (c) 2006. classical-guitar. Все права защищены.      
Hosted by uCoz