А-Б; В-Г; Д-Й; К; Л-М; Н-П; Р-С; Т-Ф; Х-Я;
Н
Набат (от арабского набаут — барабанный бой) — 1. Старинный русский барабан огромных размеров. 2. Большой колокол, в который били, чтобы подать сигнал тревоги.
Нагара — общее название азербайджанских барабанов (большого, среднего и малого). Применяются в качестве ритмического инструмента в ансамблях с зурнами и баламанами.
Нагора — узбекско-таджикские и армянские парные керамические литавры, не имеющие точной настройки. Используется в ансамблях как ритмический инструмент.
Наигрыш — народная инструментальная мелодия (плясовая, танцевальная), с сопровождением или без него.
Най — 1. Арабо-иранская продольная флейта с 6—8-ю игровыми отверстиями. 2. Среднеазиатская продольная флейта с 6-ю игровыми отверстиями (узбекская и таджикская). 3. Молдавская и румынская многоствольная флейта, состоящая из 8 — 24-х деревянных трубок разной длины, закрепленных в одной обойме.
Наклонение — 1. Различие ладов, обусловленное наличием интервала большой (мажорной) или малой (минорной) терции между I и III ступенями. Существует два наклонения — мажорное и минорное, каждое из которых включает несколько разновидностей, зависящих от положения II, IV, VI и VII ступеней. 2. В древнегреческой музыке — тип тетрахорда и лада, определяемый величиной интервалов между ступенями звукоряда. Существовали три наклонения — диатоническое, хроматическое, энгармоническое.
Накры — русский ударный ритмический инструмент, керамические литавры типа нагоры или диплипито.
Нао — 1. Древнекитайский самозвучащий ударный инструмент в форме эллиптической чаши с патрубком, отходящим от дна. Звук извлекался ударом и означал прекращение барабанного боя. 2. Нао, наоба, ба, ча — китайский ударный инструмент, род оркестровых металлических тарелок.
Напев — мелодия, исполняемая певцом.
Народная музыка, музыкальный фольклор — вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, опирающееся на исторически складывающиеся и постоянно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, образуя т. н. традиционный фольклор. В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса, многоголосия, ладозвукорядных систем, ритмики, формы, соответствующие каждому типу культуры. Исполнители народной музыки: кобзари, гусляры, скоморохи, лэутары, ашуги, акыны, кюйши, менестрели, шпильманы и т. д.— изменяют форму народной музыки в соответствии с требованиями современности, сохраняя ее национальную самобытность. Народная музыка является основой и главным источником профессионального творчества композиторов. Изучением народной музыки занимается музыкальная фольклористика.
Народная песня — небольшое, как правило, куплетное, вокально-поэтическое произведение, создаваемое и существующее в единстве слова и напева. Для народной песни характерно неограниченное множество жанров (эпические, лирические, трудовые, бытовые, сатирические, обрядовые, исторические, революционные и др.) и исполнителей (от сольных до массовых с развитыми формами полифонии), разнообразие мелодических стилей, ритмов, ладовых особенностей и т. д. Народная песня — художественный итог творчества многих поколений, его основной вид.
Народный хор — хоровой коллектив, исполняющий народные песни (или специально написанные для такого коллектива произведения) с соблюдением присущих им особенностей (фактура, голосоведение, звукообразование, вокальная манера, произношение и т. д.).
Народные музыкальные инструменты — музыкальные инструменты, распространенные в народной музыкальной практике. Каждый народ имеет свои народные музыкальные инструменты: русские — гусли, балалайку; украинцы — бандуру, кобзу; итальянцы — мандолину; испанцы — гитару и т. д. Многие народные инструменты получили распространение в других странах, стали народными, многие — вошли в состав профессиональных коллективов и утратили свою непосредственную связь с бытованием в народе.
Народные танцы — танцы, созданные народом и распространенные в народном быту. Русские народные танцы — трепак, барыня; украинские — казачёк, гопак; белорусские — бульба и т. д.
Натуральный звукоряд — см. Гармонический ряд.
Натуральные лады — группа 7-ступенных строго диатонических ладов, исключающих видоизменения основных ступеней, хроматизмы, альтерации. К натуральным ладам относятся обычно лады народной музыки (полные и неполные): эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные, локрийский, ангемитонная пентатоника. Особенности звучания натуральных ладов применяются композиторами (Э. Григ, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, Б. Барток, Д. Дебюсси и др.) в колористических целях (см. Приложение XVII).
Натуральный мажор — разновидность мажора, звукоряд которого построен по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2) (см. Приложение XVII)).
Натуральный минор — разновидность минора, звукоряд которого построен по формуле: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1) (см. Приложение XVII)).
Неаккордовые звуки — звуки мелодии, не входящие в состав сопровождающего их аккорда. К неаккордовым звукам относятся: вспомогательные, проходящие звуки, задержание, предъем, камбиата, апподжиатура, скачковый тон. Неаккордовые звуки не применяются одновременно с аккордовыми в одном регистре, кроме случаев, когда мелодия и аккорд имеют существенно различающиеся тембры.
Неаккордовые тоны — звуки любого голоса в многоголосной музыке, которые не входят в состав аккорда, образуемого другими голосами, и нарушают его терцовое строение. К неаккордовым тонам относятся: проходящий звук, вспомогательный звук, задержание.
Неаполитанский секстаккорд — секстаккорд (первое обращение трезвучия) II пониженной ступени в миноре (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты).
Невмы (гр. neuma — кивок, знак) — музыкальная нотация, предшествовавшая современной записи нот. Невмы состояли из различных знаков (черточек, точек, запятых и т. д.) и их комбинаций. Невмы применялись для записи вокальной музыки и показывали направление движения мелодии, не определяя ее точного высотного положения.
Немая клавиатура — аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста, изобретенный А. Верджилем. Использование немой клавиатуры ведет к формальному развитию техники вне слухового контроля и музыкально-слуховых представлений.
Неполный такт — первый или последний такт музыкального произведения или его самостоятельной части, в котором сумма длительностей звуков и пауз меньше тактового размера.
Неполный хор — смешанный хор без одной или двух неоднородных партий.
Несимметричные такты — сложные такты, образованные из нескольких простых тактов разного размера (иначе — смешанные такты). Несимметричные такты бывают: а) двухчастные (т. е. с двумя акцентами) —5/8, 5/4; б) трехчастные (т. е. с тремя акцентами) — 7/8, 7/4 и др.
Неустойчивые ступени лада — звуки лада, тяготеющие к устойчивым ступеням лада. В ладах мажоро-минорной системы неустойчивыми являются II, IV, VI, VII ступени, т. е. не входящие в состав тонического трезвучия. В мелодических ладах неустойчивы все ступени, кроме тоники.
Нижний вводный тон — см. Вводный тон.
Нижний голос — самый низкий голос в музыке многоголосного (двух и более) склада; иначе — бас.
Нижний тетрахорд — см. Тетрахорд.
Нижняя доминанта — см. Субдоминанта.
Нижняя медианта — см. Медианта (2).
Нижняя тоника — 1 ступень звукоряда (в отличие от верхней тоники — VIII ступени).
Низкая певческая форманта — группа обертонов (300—600 Гц), придающих голосу певца «мягкость» и «массивность».
Нитка — линия, на которой в партитуре записывают партию ударного инструмента без установленной высоты звука, т. с. ритмический рисунок партии (см. Приложение 1).
Новая тональность — тональность, в которую происходит модуляция из старой (предыдущей) тональности.
Новеллетта (ит. novelletta — небольшой рассказ) — небольшая инструментальная пьеса лирико-повествовательного характера (реже драматического или жанрового). Название новелетта впервые применил Р. Шуман (Восемь новелетт для ф-но, 1838). Позднее новелетты встречаются у 3. Фибиха, Ф. Пуленка, М. Балакирева, А. Глазунова, А. Лядова и др.
Новемоль (от лат. novem — девять) — ритмическая фигура из девяти нот, образуемая путем деления простого двух — четырехдольного такта на девять частей. Если основной длительностью является целая нота, то новемоль пишется восьмыми нотами, если половинная — шестнадцатыми и т. д. (см. Приложение XV).
Ноктюрн (фр. nocturne — ночной) — лирическая пьеса с широкой напевной мелодией, тема которой определенным образом связана с художественными образами ночи. Образцы ноктюрна — в творчестве В. Моцарта, И. Гайдна, Д. Фильда, Ф. Шопена, Р. Шумана, К. Дебюсси, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского и др.
Ном (гр. nomos — закон, обычай) — в древнегреческой музыке напев, мелодия, тип мелодии, мелодическая модель, служившая основой для исполнения музыкально-поэтических произведений певцами-рапсодами.
Номер (от лат. numerus — число) — 1. Отдельное законченное выступление одного или нескольких артистов в концерте. 2. Самостоятельные, законченные по форме музыкальные эпизоды в опере, оратории, балете, реквиеме, кантате и т. д.
Нона (от лат. nona — девятая) — 1. Один из составных интервалов, состоящий из 9 ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 9. Нону можно рассматривать как секунду через октаву. Малая нона — интервал, содержащий б1/2 тонов. Большая нона — 7 тонов. 2. Девятая ступень от заданной (см. Приложение X).
Нонаккорд — аккорд, состоящий из пяти различных звуков, размещенных по терциям и занимающих объем ноны. Обозначается цифрой 9 (см. Приложение XIV). Составные звуки нонаккорда называются: основной тон (прима (1)), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7), ноновый тон (9). Нонаккорд, построенный на V ступени лада, называется доминантнонаккордом. Обращения нонаккорда самостоятельных названий не имеют (подробную информацию о построении нонаккордов можно найти в 164-м уроке «Школы»).
Нонет (от лат. nonus — девятый) — 1. Ансамбль, состоящий из девяти исполнителей. 2. Произведение для девяти исполнителей с отдельной партией у каждого.
Нон легато (ит. nonlegato — не связывая) — способ исполнения, при котором переход от одного звука к другому происходит отделенно, но не отрывисто. Один из основных видов артикуляции и штрихов.
Нота (ит. nota — знак, заметка) — знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их длительность. Положение ноты на нотном стане указывает высотное положение звука. По длительности ноты бывают: бревис (двойная целая), целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и т. д. и различаются по написанию (см. Приложение III).
Нотация, нотное письмо (от лат. notatio — записывание, обозначение) — совокупность графических знаков, при помощи которых осуществляется запись музыки (см. Невмы, Мензуральная нотация, Крюки, Нотный стан, Ключ, Табулатура, Нота, Аббревиатура, Партитура).
Нотный стан, нотоносец — система горизонтальных параллельных линий для записи высоты звуков специальными знаками (см. Ноты). Изобретение нотного стана из четырех линий принадлежит Гвидо д'Ареццо (XI в.). Теперь используется нотный стан из пяти основных линий и определенного количества (по необходимости) дополнительных (сверху и снизу нотного стана) линеек. Ноты пишутся под линейками, на линейках, между линейками и над ними. Звуковысотное положение линий устанавливается написанием ключа, который пишется в начале нотной строки. Для записи многоголосной музыки нотные станы объединяются акколадой или общей начальной чертой, обозначающей одновременность исполнения записанной на разных нотных станах музыки (см. Приложение 1).
Нотография (от лат. nota — знак и гр. grapho — пишу) — 1. Систематизированные указатели нотных изданий и рукописей. 2. Научный предмет, занимающийся изучением истории, теории, методики описания и классификации музыкальных произведений в их нотной записи (раздел музыковедения). 3. Правила и методика написания нот, оформления нотной записи.
Нотопечатание — полиграфическое размножение нот. Возникло вскоре после изобретения книгопечатания (1450 г.), первое дошедшее до нас нотное издание относится к 1473 г. В России первое печатное нотное издание относится к 1679 г. В 1700 г. во Львове был напечатан «Ирмолог» — первое издание памятника русского знаменного пения с применением линейного нотного письма.
Ноты — 1. См. Нота. 2. Рукописная или печатная запись музыкальных произведений.
Нугула, на-гу-ла — китайский ударный инструмент, парные железные литавры с кожаной мембраной. Нугула входит в состав китайского оркестра.
Нюанс (фр. nuance — оттенок) — оттенки в динамике, темпе, способах звукоизвлечения, характере звучания, усиливающие художественно-эмоциональную выразительность исполнения произведения. Нюансы определяются как автором произведения, так и индивидуальностью того или иного исполнителя.
Нюансировка — совокупность оттенков, применяемых при исполнении музыкального произведения.
О
Обедня — утреннее богослужение православной церкви, включающее ряд песнопений для хора а капелла. Соответствует католической и протестантской мессе (см. Литургия). Включает более 12 гимнов.
Оберек, обертас — польский народный парный танец. Музыкальный размер 3/4 (с акцентом на третьей доле второго такта), темп быстрый.
Обертоны (нем. Obertone — верхний тон) — частичные тоны, вместе с основным тоном входящие в состав музыкального звука. Состав обертонов определяет тембр звука (см. Гармонический ряд).
Обечайка — боковая часть корпуса музыкальных инструментов, имеющих две деки.
Обиход — певческая книга русской православной церкви, включающая все основные песнопения.
Обиходный звукоряд — звуковая система, составляющая ладовую основу русской средневековой музыки. Его структура: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (1—1—1/2—1—1—1/2—1—1—1/2—1—1). Трихорды, составляющие обиходный звукоряд, называются «согласиями», их — четыре: «простое», «мрачное», «светлое», «тресветлое».
Облигато (ит. obligate — обязательный) — 1. Название партии аккомпанирующего инструмента, обязательной для исполнения. 2. В операх, кантатах, ораториях XVII—XVIII вв.— партия сольного инструмента,— скрипки, флейты, гобоя и т. д., — сопровождавшего сольное пение в ариях.
Оборот — обладающее определенной характерностью последование нескольких звуков (мелодический оборот), созвучий (гармонический оборот), совокупности звуков и сопровождающих созвучий (музыкальный оборот). Мелодический оборот близок к попевке, гармонический оборот — к кадансу.
Обработка — видоизменение музыкального произведения путем гармонизации, аранжировки или транскрипции. Особенно широко применяется обработка народных мелодий, хотя в последнее время достаточно распространены обработки классических произведений в современном (как правило, эстрадном) стиле.
Образ музыкальный — обобщенное отражение в музыке явлений действительности и духовного мира человека, в котором средствами музыки достигается типизация общего, существенного через единичное, конкретное. Образ музыкальный является основным носителем идейно-художественного содержания произведения.
Обратимый контрапункт — полифоническое соединение мелодий, которое может быть преобразовано в другое с помощью обращения одного, нескольких (неполный обратимый контрапункт) или всех голосов (зеркальный обратимый контрапункт).
Обращённый пунктирный ритм — см. Ломбардский ритм.
Обращение аккорда — такой вид аккорда терцового строения, в котором нижним является не основной тон, а другой составляющий аккорд звук. Существуют такие обращения аккордов: а) первое обращение — с терцовым тоном внизу (секстаккорд, квинтсекстаккорд); б) второе обращение — с квинтовым тоном внизу (квартсекстаккорд, терцквартаккорд); в) третье обращение — с септимовым тоном внизу (секундаккорд) (более подробную информацию об обращении различного типа аккордов можно получить в 163-м, 164-м уроках «Школы»)).
Обращение интервала — перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего — на октаву вниз. При обращении большие интервалы образуют малые, увеличенные — уменьшенные и наоборот. Чистый интервал остается чистым. Прима при обращении дает октаву, секунда — септиму, терция — сексту, кварта — квинту, квинта — кварту, секста — терцию, септима — секунду, октава — приму (более подробную информацию об обращении интервалов можно получить в 161-м уроке «Школы»).
Обращение темы, противодвижение, инверсия — повторение темы или мотива с заменой каждого восходящего интервала темы на равный ему нисходящий, и наоборот.
Обрядовая музыка — музыка, сопровождающая ритуал какого-либо обряда: свадьбы, похорон, рождения; обрядовые игры, связанные с севом, жатвой и т. д.
Общий аккорд — аккорд, встречающийся на разных ступенях двух (иногда трех-четырех) тональностей.
Ода (от гр. ode — песня) — торжественное музыкальное произведение, созданное в честь какого-либо события или выдающегося деятеля.
Одноголосие — мелодический склад музыки, характеризуемый наличием в произведении только одного голоса (мелодии)— без одновременного сочетания с другими звуками.
Одноимённые тональности — парные тональности, имеющие одинаковые тоники, но разное ладовое строение (см. Мажор и Минор).
Однородный хор — хор, в состав которого входят только однородные голоса (женские, мужские или детские).
Окарина (ит. okarina — гусенок) — духовой инструмент, родственный флейте, с корпусом яйцеподобной формы. Имеет патрубок со свистковым отверстием для извлечения звука. Для изменения высоты тона в корпусе окарины имеется 7—10 игровых отверстий, позволяющих получать диатонический звукоряд в диапазоне ноны. Существовали семейства этого инструмента (от сопрано до баса), входившие в состав ансамбля.
Октава (лат. octava — восьмая) — 1. Интервал, состоящий из восьми ступеней. Обозначается цифрой 8. Чистая октава содержит 6 тонов. Уменьшенная октава — 51/2 тонов. Увеличенная октава — 61/2 тонов. 2. Часть музыкального звукоряда, содержащая семь диатонических или двенадцать хроматических ступеней. 3. Восьмая ступень от заданной.
Октавная транспонировка, октавная транспозиция — перенесение звуков на октаву вверх или вниз. Для октавной транспонировки употребляется специальный знак (), который пишется над или под нотами, в зависимости от направления транспонирования.
Октет (от лат. okto — восемь) — 1. Ансамбль, состоящий из восьми исполнителей. 2. Произведение для восьми исполнителей с отдельной партией у каждого. Октоих (от гр. okto — восемь и глас) — богослужебная книга православной церкви, содержащая восьминедельный цикл песнопений, связанных с осмогласием.
Октоль (от лат. okto — восемь) — восьмидольная ритмическая фигура, образующаяся путем деления на две части каждой доли квартоли (см. Приложение XV).
Олен — жанр казахской народной лирической песни, исполнявшейся певцами — оленши.
Олонхо — общее название якутского героического эпоса, возникшего примерно в XIV—XV вв. и являющегося ценнейшим памятником культуры якутского народа.
Оляндра — старинный молдавский народный хороводный танец. Музыкальный размер 3/8; темп умеренный. Исполняется как первый торжественный танец на свадьбе.
Опера (ит. opera — труд, дело, сочинение) — вид театрального искусства, в котором сценическое действие органически сочетается с музыкой — вокальной (солисты, хор) и инструментальной (оркестр), балетом и пантомимой (весьма часто), а также с изобразительным искусством (грим, костюмы, декорации). Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв. Крупнейшими мастерами оперы в Западной Европе были: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Ф.Гендель, X. Глюк, В. А. Моцарт, Д. Перголези, Д. Чимароза, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Б. Сметана, С. Монюшко, Ф. Эркель, Р. Штраус, Д. Энеску и др. В России первые оперы появились во второй половине XVIII в. К XIX в. относится расцвет русской оперы, достигнутый благодаря творчеству М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. Позже оперные произведения на различные сюжеты создали С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, Д. Кабалевский, В. Мурадели, Э. Капп, Т. Хренников, И. Дзержинский, Р. Глиэр, М. Заринь, Е. Брусиловский, 3. Палиашвили, В. Шебалин, А. Петров, А. Холминов и др.
Опера-балет — музыкально-театральный жанр, характерный для придворного театра Франции XVII—XVIII вв. Лучшие образцы оперы-балета созданы Ж. Ф. Рамо. В дальнейшем встречалась редко («Торжество Вакха» А. Даргомыжского, «Млада» Н. Римского-Корсакова, «Снежная королева» М. Раухвергера и некоторые другие).
Опера-буффа (ит. operabuffa — комическая опера) — итальянская комическая опера. Возникла в XVIII в. на основе реалистической комедии и народно-бытовой песенной традиции как вид демократического оперного искусства, противопоставлявшийся опере-сериа. Крупнейшие мастера опера-буффа — Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.
Опера-водевиль — см. Водевиль.
Опера-семисериа — жанр оперы, занимающий положение между оперой-сериа и оперой-буффа. К опера-семисериа относятся некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло, В. Моцарта, Д. Россини. Жанр опера-семисериа развития не получил, хотя его традиции ощутимы в операх веристов Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Д. Пуччини.
Опера-сериа (ит. operaseria — серьезная опера) — жанр итальянской оперы на героико-мифологический или легендарно-исторический сюжет, возникший в конце XVII в. Центральное место в опере-сериа занимало виртуозное пение солистов, как бы состязавшихся между собой в мастерстве вокализации. Крупнейшие мастера оперы-сериа — А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччини, X. Глюк (до реформы), ранний В. А. Моцарт.
Оперетта (ит. operetta — маленькая опера) — музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами. Наиболее значительные произведения в жанре оперетты созданы Ж. Оффенбахом, Ф. Зуппе, И. Штраусом, И. Кальманом, Ф. Легаром, Ш. Лекоком, Р. Планке-том, К. Миллекером, К. Целлером и др. В жанре оперетты успешно работали российские композиторы: И. Дунаевский, Д. Шостакович, Т. Хренников, Н. Стрельников, А. Рябов, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой.
Опора певческая — сложное мышечно-вибрационное чувство, отражающее особую организацию и оптимальный режим работы голосового аппарата, которые обеспечивают наилучшее качество певческого звука. Украинский педагог-вокалист М. В. Микиша ввел в практику термины «опора дыхания», «опора звука», «речевая опора», отражающие локальные ощущения певца, возникающие при фонации. Исследования Л. Дмитриева, В. Морозова, Р. Юссона позволили внести в субъективно трактуемое понимание певческая опора научное обоснование ее биофизических механизмов.
Опришки — украинский народный мужской танец, исполняемый в быстром темпе.
Опус (лат. opus — труд, произведение) — термин, используемый для порядковой нумерации произведений композитора и, как правило, отражающий хронологическую последовательность сочинения или публикации произведения.
Оратория (ит. oratoria, от лат. оrо — говорю, молю) — крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, аот оперы — преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключениями). Классические образцы оратории на легендарные библейские и античные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.
Орган (от гр. organon — орудие, инструмент) — сложный клавишно-духовой музыкальный инструмент, особенно распространенный в XVI— XVIII вв. Представляет собой систему труб (деревянных и металлических) различного размера, пневматического устройства и аппарата управления — игрового стола (spiel-tisch), кафедры, где находятся клавиатуры для рук (мануалы) и ног (педали), регистровые рукоятки, кнопки, рычаги и другие приспособления для управления органом, а также место для музыканта-органиста. Система труб (до нескольких тысяч), объединенных в регистры, позволяет извлекать звуки различных тембров в диапазоне шести октав.
Органный пункт — 1. Выдержанный звук в басу, на фоне которого происходит движение верхних голосов и смена аккордов. Чаще всего органный пункт встречается на тонике или доминанте: двойной органный пункт построен одновременно на тонике и доминанте. Органный пункт может иметь вид повторяемой, мелодической или ритмической фигуры. 2. Звук, выдержанный в любом верхнем голосе.
Органум (от гр. organon — орудие, инструмент) — один из ранних видов полифонии, преимущественно двухголосный (см. Диафония). Был распространен в IX—XIII вв.
Ориентальная музыка (лат. orientalis — восточный) — 1. Музыка народов Востока. 2. Музыка в восточном стиле (напр., «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «В Средней Азии» А. Бородина).
Оркестр (гр. orchestra — площадка перед сценой в древнегреческом театре) — 1. Место перед сценой, на котором в Древней Греции размещался хор, сопровождавший сценическое действие трагедии. 2. Место перед сценой в музыкальном театре, где помещается оркестр (оркестровая яма). 3. Коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения музыки. По составу оркестры делятся на такие основные виды: 1) Симфонические — малый или классический; большой симфонический (оперно-симфонический). В эти оркестры входят инструменты всех групп. 2) Струнный — состоящий только из струнных инструментов. 3) Духовой — состоящий из деревянных и металлических духовых инструментов и ударной группы: малый (медный), малый смешанный, средний смешанный, большой смешанный. 4) Оркестры народных инструментов — русских, украинских, казахских, узбекских и т. д., неаполитанский оркестр. 5) Шумовые оркестры, куда входят в основном ударные инструменты. 6) Эстрадные оркестры. 7) Оркестры электромузыкальных инструментов. Развитие оркестров определялось эволюцией инструментов (изобретением новых, совершенствованием старых, исчезновением устаревших и т. д.), развитием оркестрового исполнительства, изменением оркестрового мышления композиторов. Большое влияние на развитие оркестров оказало творчество Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, А. Скрябина, Г. Малера и др. Стремление обогатить тембровую палитру оркестров привело к включению в их состав электроинструментов, использованию магнитофонной записи, разделению оркестров на пространственные группы и т. д.
Оркестрион, оркестрофон, оркестрина — 1. Самоиграющий механический инструмент, воспроизводящий звучание оркестра разного состава. После изобретения звукозаписывающих устройств необходимость в оркестрион отпала. 2. Небольшой переносной орган, сконструированный Г. Фоглером.
Оркестр народных инструментов — оркестр, в состав которого входят наиболее распространенные народные музыкальные инструменты, характерные для данного историко-географического региона.
Оркестровка, инструментовка — 1. Изложение оркестрового или ансамблевого произведения в виде партитуры для определенного состава инструментов. 2. Переложение какого-либо произведения для оркестра определенного типа и состава.
Орнаментика (лат. ornamentum — украшение) — совокупность звуков, украшающих основной мелодический рисунок. Орнаментика делится на две основные группы: а) мелизмы (группетто, форшлаг, трель, мордент и т. д.); б) свободная орнаментика — фигурации, фиоритуры, колоратура (1).
Орфеон — клавишная колесная лира с 4-мя жильными струнами, распространенная в Западной Европе во второй половине XVIII в.
Орферион, орфарион — струнный щипковый инструмент, род цистры. Был распространен в Англии, Италии и Франции в XVII в.
Орфоэпия (от гр. orthos — правильный и epos — речь) — совокупность правил произношения, сформировавшихся исторически и закрепившихся в практике устного общенародного языкового общения. Вокальная орфоэпия — совокупность правил произношения — имеет определенные отличия от речевой орфоэпии.
Орхестика (греческое) — искусство танца (см. Хореография).
Осмогласие (буквально — восьмигласие) — система гласов, использовавшаяся при оформлении музыкального сопровождения церковного богослужения христианской церкви. Название системы происходит от обычая в каждый из восьми дней праздника пасхи исполнять особый напев (глас). Как музыкальная система осмогласие оформилось в Византии XIII—XIV вв. Лады осмогласия делились на основные (автентические) и косвенные (плагальные). К автентическим относились: дорийский лад (с тоникой ре), фригийский лад (ми), лидийский лад (фа), миксолидийский лад (соль). Плагальные лады строились так, что тоника каждого основного лада была IV ступенью косвенного, сохраняя при этом свое первоначальное значение. Плагальные лады получали названия соответствующих основных с приставкой гипо (см. Приложение XVII). В римской церкви использовалась та же система диатонических последовательностей ладов, но автентическими были нечетные гласы, а плагальными — четные. Римская система получила название григорианской. Русское осмогласие известно под названием знаменного распева (см.). Его становление относится к XII в.
Основание интервала — нижний звук интервала.
Основная тональность — см. Главная тональность.
Основное положение — такое положение аккорда, при котором в басу находится его основной тон.
Основной тон — звук аккорда, который при тесном расположении аккорда является самым низким, иначе — прима аккорда.
Остинато — см. Бассо-остинато.
Открытая струна — струна, не прижатая к грифу во время игры.
Отклонение — кратковременный переход из главной тональности в побочную, но без закрепления в ней, а с возвращением в главную.
Отыгрыш — заключительное инструментальное построение, завершающее песню или романс. В куплетной форме отыгрыш выполняет функцию рефрена, отделяющего один куплет от другого.
Оф бит — смещение акцентов с сильных долей такта на слабые, перешедшее в джаз из африканской музыки и характерное для инструментов мелодической группы, не являющихся носителями ритма.
Офиклейд (от гр. ophis — змея и kleidos — ключ, затвор) — духовой мундштучный инструмент из семейства бюгельгорнов. Имеет U-образный конический ствол из металла, в узкий конец которого вставляется мундштук. Клапаны (8—12) позволяют извлекать полный хроматический звукоряд. Звук грубого, ревущего тембра с неустойчивой интонацией. Вытеснен тубой.
Офферторий (от лат. offero — подношу) — песнопение католической «Особой мессы». В числе авторов офферторий — И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.
П
Па — (фр. pas — шаг) — термин, применяющийся в хореографии.— 1. Танцевальный шаг, характеризуемый определенной постановкой ног. 2. Сочетание танцевальных шагов, используемое на каком-либо количестве тактов танца или на весь танцевальный номер (па-де-де, па-де-труа, па д'аксьон и др.). 3. Названия бальных танцев (па-де-катр, па-де-грас, па-д'эспань и т. д.). 4. В общеупотребительном значении — любое танцевальное движение.
Павана (от лат. pavo — павлин) — старинный бальный танец испанского или итальянского (в этом случае название предположительно происходит от города Падуя) происхождения: темп медленный, торжественный; музыкальный размер 4/4.
Па д'аксьон (от фр. pas — шаг и action — действие) — танец в балете, связанный с развитием сюжета и раскрывающий содержание балетной сцены.
Па-де-де (фр. pasdedeux — танец двоих) — одна из основных форм классического балета. Структура па-де-де: совместный выход (антре), парная лирическая часть (адажио), две сольных вариации (аллегро), совместный финал (кода).
Па-де-катр (фр. pasdequatre — танец четверых) — 1. Бальный танец английского происхождения. Музыкальный размер 12/8. 2. В балете — танец четырех исполнителей.
Па-де-патинер (фр. pasdepatiner — танец конькобежца) — бальный танец русского происхождения. Музыкальный размер 4/4.
Па-де-труа, (фр. pasdetrois — танец троих) — танцевальная форма в балете, отличающаяся от па-де-де тем, что исполняется тремя артистами (две женщины и мужчина), в связи с чем вводится третья вариация.
Палеография музыкальная (от гр. palaios — старинный, древний и grapho — пишу) — музыкально-историческая дисциплина, изучающая древние системы записи музыки, эволюцию музыкальных знаков, изменения их форм в написании, а также памятники музыкальной письменности. Конечная цель палеографии музыкальной — расшифровка музыкального текста рукописей и его перевод в современную нотацию.
Палоташ (венг. palota — дворец) — венгерский бальный танец из трех частей (движений): лашан (медленно), чифра (украшение), фриш или фришка (свежо, бодро). Музыкальный размер первых двух частей 4/4, третьей 2/4.
Пандейра — бразильский ударный музыкальный инструмент из семейства идиофонов, состоящий из четырехугольной деревянной рамки и срединной планки, переходящей в ручку. Между боковыми рамками и планкой помещены 4 — 8 пар тарелочек на металлических стержнях. Звук извлекается встряхиванием. Используется в джазе.
Пандеро — испанский ударный инструмент круглой формы, похожий на бубен.
Пандури — трехструнный щипковый музыкальный инструмент, распространенный в Грузии.
Пантомима (от гр. panta — все и mimeomai — подражаю) — 1. Искусство выражать мысли и чувства средствами мимики и жестов. 2. Театральный спектакль, в котором художественный образ создается средствами мимики, жестов и сопровождается музыкой. 3. Один из основных элементов балетного искусства (наряду с танцем).
Парадный марш (фр. parade — пышность) — торжественный военный марш.
Паракапзук — армянский духовой инструмент, род волынки. Используется для сольной и ансамблевой игры, а также аккомпанемента.
Параллелизм (от гр. parallelos, буквально: идущий рядом) — движение голосов с сохранением одного интервала между ними (параллелизм — терциями, квинтами, секстами и т. д.). Движение самостоятельных голосов параллельными квинтами и октавами в курсах гармонии и полифонии считается запрещенным, хотя, в композиторской практике целесообразность такого параллелизма решается в зависимости от поставленной художественной задачи.
Параллельное голосоведение — одновременное движение двух голосов в одном направлении (вверх или вниз) с соблюдением равного интервала между ними.
Параллельные интервалы — интервалы, возникающие в результате параллельного голосоведения.
Параллельные тональности —1. В мажоро-минорной системе ладов — две тональности (мажорная и минорная), имеющие одинаковые ключевые знаки. Минорные параллельные тональности строятся от VI ступени мажорных тональностей. Напр., до мажор и ля минор, соль мажор и ми минор и т. д. 2. В натуральных ладах — тональности различных ладов, имеющие одинаковые звукоряды. Напр., до ионийский, ре дорийский, ми фригийский и т. д.
Парафраза, парафраз (от гр. paraphrasis — пересказ) — виртуозное произведение, написанное на одну или несколько популярных тем. Значительное место парафразы занимали в творчестве Ф. Листа (напр., парафраз на темы оперы Дж. Верди «Риголетто», парафраз на полонез из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»).
Пародия (гр. parodia — против, вопреки песне) — 1. Подтекстовка нового текста (часто сатирического по содержанию) к существующей мелодии. 2. Комическое подражание какому-либо музыкальному стилю, жанру, отдельному музыкальному произведению, манере исполнения и др.
Партесное пение (лат. partio — голоса) — вид многоголосного хорового пения украинской и русской церковной музыки. Партесное пение было перенесено в Россию с Украины в середине XVII в. и получило повсеместное распространение, заменив одноголосный знаменный распев. После введения партесного пения крюковая система записи была заменена современной нотацией, а вместо гласов закрепилась мажоро-минорная система. На основе партесного пения развился духовный концерт. Развитое партесное пение характеризуется торжественностью, монументальностью, развитым многоголосием, достигавшимся разделением хора на 4, 8, 12 и более голосов, сочетанием гармонической фактуры звучания с широким развитием мелодико-полифонического начала. Теоретические основы партесного пения изложены украинским композитором XVII в. Николаем Дилецким в «Мусикийской грамматике». Известны имена многих украинских и русских композиторов — авторов партесных сочинений: Н. Дилецкого, С. Пекалицкого, Б. Титова, Н. Бавыкина, Н. Калашникова, С. Беляева, Ф. Редрикова и др.
Партита (от ит. partire — делить — одно из названий танцевальной сюиты, применявшееся в XVII—XVIII вв. (партита И. С. Баха, Г. Ф. Генделя).
Партитура (от ит. partitura — разделение, распределение) — система записи всех голосов музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, оркестром или хором определенного состава. Принцип партитурной организаций записи — вертикальное расположение — дает возможность легко охватить направление движения всех голосов в их одновременном звучании.
Партия (от ит. partito — делю) — 1. Голос или голоса музыкального произведения для одного исполнителя или однородной группы. 2. Раздел экспозиции и репризы сонатной формы — главная, связующая, побочная, нередко и заключительная партия. 3. В многоголосной полифонической музыке — то же, что голос.
Парциальные тоны (от лат. partialis — частичный) — то же, что обертоны.
Паспье — старинный французский танец, близкий к менуэту. Размер 3/4 или 3/8, начало с затакта.
Пассаж (фр. passage — проход, переход) — восходящее или нисходящее последование звуков в быстром движении, имеющее виртуозный характер.
Пассакалья (от исп. pasar — проходить и calle — улица) — 1. Старинный танец испанского происхождения, исполняемый в медленном темпе. Размер трехдольный. 2. Полифоническая форма, разработанная в виде вариаций с постоянно повторяющейся в басу мелодией (бассо остинато). Характер пассакальи величественный, сосредоточенный, нередко трагический. Примеры пассакалья — у Д. Букстехуде, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.
Пассамеццо — итальянский танец XVI в. По музыкальному стилю близок к паване.
Пассион — см. Страсти.
Пастиччо (ит. pasticcio, буквально: паштет, смесь) — опера, музыка которой заимствована из нескольких опер одного или разных композиторов или же специально написана несколькими композиторами. Этот термин применяется и к произведениям других жанров, созданных различными авторами. Пример пастиччо — опера «Айвенго», составленная А. Паччини из опер Дж. Россини «Семирамида», «Моисей», «Танкред» и «Сорока-воровка».
Пастораль (от лат. pastoralis — пастушеский) — 1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни. 2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины природы или сцены сельской жизни. 3. Пастушья песня. 4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) — напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.
Пастурель — разновидность любовных песен труверов и трубадуров, диалог между рыцарем и красавицей-пастушкой.
Патет — ладово-интонационная модель в музыке Индонезии, родственная pare, макаму, макому, мугаму, мукаму. Каждый патет принадлежит к одному из ладов — слендро или пелог, применяется в определенное время суток или разделе кукольно-теневого театра «ваянг гедо», начинающегося вечером и кончающегося на рассвете.
Патефон — механико-акустический аппарат для проигрывания грампластинок, выпускавшийся фирмой «Пате».
Пауза (от гр. pausis — перерыв) — 1. Перерыв звучания на заранее определенный промежуток времени. 2. Знак, указывающий относительную длительность паузы (1). По длительности паузы бывают такими же, как и ноты (см. Приложение IV).
Певческая установка — состояние, необходимое для начала пения, подготовленность всего организма певца к фонации. В комплекс певческой установки входят как внешние моменты: установка корпуса, головы, рта, мышечная свобода, так и внутренняя психолого-физиологическая готовность, включающая в себя состояние «вокально-творческого покоя», представление о качестве звука, элементах вокально-телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно-художественным содержанием образа.
Певчий, певчий дьяк — профессиональный певец в русской православной церкви. Хоры, состоящие из певчих, участвовали в торжественных богослужениях, на которых присутствовал царь, а также в придворных торжествах. В 1886 г. на основе синодального хора было учреждено училище церковного пения, сыгравшее значительную роль в развитии хорового профессионального пения.
Педализация — 1. Один из важнейших элементов пианистического искусства, умение применять различные способы взятия и снятия правой педали, совместное или раздельное использование обеих педалей и т. д. 2. Использование педального механизма для повышения или понижения звука на полутон при игре на арфе.
Педаль (от лат. pedalis — ножной) — 1. У фортепиано — ножной рычаг для управления механизмом, приглушающим или удлиняющим звучание струн (правая педаль) или же ослабляющим силу звука (левая педаль). 2. У арфы — ножной рычаг для перестраивания струн на полутон. 3. У органа — клавиатура для ног, при помощи которой музыкант управляет самым низким участком диапазона инструмента. 4. В литавре — механизм для перестройки в другой тон. 5. Выдержанные аккорды или отдельные звуки, на фоне которых происходит движение других голосов многоголосного произведения при смене гармонии.
Педальная тарелка, чарльстон, хай-хет — ударный инструмент из семейства идиофонов. Педальная тарелка — устройство из двух горизонтальных тарелок на треножнике, в котором нижняя тарелка неподвижна, а верхняя соединена с педалью так, что может подниматься и опускаться, издавая звук. Педальная тарелка широко используется в джазе.
Пелог — один из основных звукорядов индонезийской музыки. Состоит из семи ступеней, интервалы между которыми воспринимаются близкими к м. 2, б. 2 и б. 3. На Яве пелог считается женской печальной тональностью.
Пение, вокальное искусство — исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-художественное содержание музыкального произведения. Пение может быть сольным, ансамблевым (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), хоровым, с сопровождением или без него. Существуют три основные стиля пения: кантиленный, певучий — широкое, плавно льющееся звучание голоса; декламационный — приближающийся к интонациям разговорной речи; колоратурный — основанный на кантиленном, но изобилующий разнообразными украшениями, пассажами и т. д. Для овладения этими стилями пения необходимы не только музыкальность, наличие хороших голосовых данных, но и специальная подготовка (см. Постановка голоса) — в широком смысле предполагающая умение естественно сочетать в пении вокальное и речевое начала. Т. н. народное пение опирается на народно-песенные и исполнительские традиции определенных географических регионов и передается от поколения к поколению. Современное «микрофонное» эстрадное пение отрицает необходимость специальной вокальной подготовки и опирается на бытовую манеру напевания, при которой голосовой аппарат функционирует так же, как при речи на центральном участке диапазона. При необходимости эстрадные певцы могут брать и относительно высокие звуки, однако для этого необходимо умение перестраиваться на «классическую» манеру звукоизвлечения, иначе в пении появляется элемент крика. Пение «микрофонных» певцов бедно такими важными качествами, как высокая певческая форманта (см.), полетность (см.), лишено опоры (см.). При различении манер пения следует учитывать, что использование микрофона в качестве вспомогательного средства для выступления на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и т. д. имеет место и у певцов «классического» плана, а эстрадные певцы используют микрофон в качестве органической части своего голосового аппарата, т. к. без его помощи могут «петь не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон).
Пентатоника, пентатонный звукоряд (от гр. pente — пять и ton — тон) — лад, в звукоряде которого нет полутонов и тритона; известен также как шотландский или китайский звукоряд. Кроме пентатоники — бесполутоновой (ангемитонной, целотоновой) пятиступенной системы существуют также полутоновая (гемитонная) пентатоники — японская, индийская, индонезийская, смешанная (конголезская), темперированная (индонезийский звукоряд слендро, где октава делится на пять ступеней, не совпадающих ни с тонами, ни с полутонами) (см. Приложение XVII).
Пентахорд (от гр. pante — пять и chorde — струна) — 1. Пятиступенный звукоряд диатонического лада в объеме чистой квинты. 2. Гаммаобразная последовательность пяти ступеней, построенная от любой ступени ладового образования.
Передувание — способ извлечения различных по высоте звуков на духовых музыкальных инструментах без применения вентилей, клапанов, отверстий при помощи изменения скорости воздушной струи или ее частей. Используя передувание, можно извлекать звуки, соответствующие обертонам гармонического (натурального) ряда.
Переложение — обработка музыкального произведения для исполнения другими голосами или инструментами; иначе — аранжировка.
Перемена ключевых знаков — отказ от старой тональности путем выставления бекаров (если старая тональность имела знаки в ключе) и знаков новой тональности. Перемена ключевых знаков используется для записи модуляции в другую тональность на длительное время.
Переменные функции, вторичные, местные функции — ладовые функции, «противоречащие основной ладовой установке» (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития музыкального произведения каждый тон лада, подчиняясь общему тональному центру, может временно принимать на себя функцию местной тоники, а находящийся квинтой выше его — временной доминанты, благодаря чему возникают побочные ладовые ячейки, с противоречащими основной ладовой установке тяготениями. Элементы этих ячеек выполняют переменные функции, которые способны влиять на мелодическую фигурацию.
Переменный лад — 1. Лад, в котором функцию тоники и опорных тонов временно приобретают различные ступени лада, т. е. происходит временная мелодическая модуляция. Особенно распространен в музыкальной практике параллельно-переменный лад, в котором сочетаются мажор и параллельный минор. 2. Лад, звукоряд которого изменяется без смены тоники, т. е. отклонением в одноименную тональность. Переменный лад широко распространен в народной песне.
Перепляс — русский народный парный танец — состязание. Размер 2/4, темп — оживленный, быстрый.
Переченье — прием голосоведения, когда в разных голосах двух смежных аккордов встречаются звуки одной ступени в хроматически измененном виде. Переченье звучит остро, временами фальшиво.
Перечёркнутый мордент — название мелизма. Перечёркнутый мордент — последовательное исполнение трех нот: главной (той, которая написана), вспомогательной (на секунду ниже главной) и снова главной. Обозначается знаком (подробную информацию об обозначении и исполнении перечёркнутого мордента можно получить в 94-м уроке «Школы»).
Период (гр. periodos — отрезок времени) — простейшее музыкальное построение, в котором изложена относительно законченная мысль. Период обычно состоит из двух похожих по структуре предложений (из 4 или 8 тактов каждое), завершающихся разными каденциями. Иногда в форме периода пишутся целые музыкальные произведения (романсы, прелюдии, небольшие пьесы).
Первая гармония — первый раздел учебного курса гармонии, в котором изучаются гармонические закономерности в пределах одной тональности (без модуляции).
Первая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки первой октавы обозначаются: 1) в скрипичном ключе от ноты до на первой добавочной линейке снизу до ноты си на третьей линейке; 2) латинскими строчными буквами с цифрой 1 справа вверху (с1, d1, e1, f 1, g1, a1, h1); 3) слоговыми названиями со строчной буквы с цифрой 1 справа вверху (до1, ре1, ми1, фа1, соль1, ля1, си1).
Перпетуум мобиле — буквально, вечно движущееся — название пьесы виртуозного характера, мелодия которой развертывается в непрерывном быстром движении одинаковыми мелкими длительностями. К таким пьесам относятся перпетуум мобиле Ф. Мендельсона-Бартольди, перпетуум мобиле для скрипки Н. Паганини, Рондо К. Вебера, полет шмеля из «Сказки о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вечное движение» И. Штрауса.
Перхули, перхиса, перхисули — один из древнейших грузинских хороводов-танцев. Культовые перхули исполнялись во время свадебных и похоронных обрядов, они обычно трехдольные, имеют синкопированный ритмический рисунок. Плясовые перхули имеют двухдольный метр и квадратную структуру.
Песня — наиболее распространенная форма вокальной музыки, в которой органично сочетаются поэтический и музыкальный образы. Существуют народные и профессиональные песни. Жанры и виды песни: 1) революционные, лирические, хороводные, обрядовые, любовные и т. д.; 2) по происхождению — городские, крестьянские, бурлацкие, рекрутские и т. д.; 3) по складу — одноголосные и многоголосные; 4) по формам исполнения — сольные, ансамблевые, хоровые, с сопровождением, без сопровождения. 5) См. Марш.
Песенность — понятие, предложенное Д. Б. Кабалевским для обозначения совокупности характерных признаков песни в программе «Музыка».
Песня без слов — небольшое инструментальное произведение напевного характера, похожее на песню (напр., «Песни без слов» Ф. Мендельсона).
Пехотный рожок — духовой мундштучный инструмент без вентилей серпообразной формы. Использовался в XVIII — начале XIX в. фельдъегерями и в пехотных соединениях.
Пианизм (от ит. piano) — искусство игры на фортепиано. Термин пианизм используется для характеристик различных школ игры на фортепиано: венской (В. Моцарт, И. Гуммель, К. Черни и др.), лондонской (М. Клементи, Д. Фильд и др.), школ Ф. Листа, Т. Лешетицкого, Ф. Бузони, А. Г. Рубинштейна, московской (К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер и их ученики), ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики) и др.
Пианино (ит. pianino — маленькое фортепиано) — разновидность фортепиано, имеющая корпус прямоугольной формы с клавиатурой на передней стенке. Техника игры на пианино и рояле одинаковая.
Пианола — приставное устройство, превращающее обычное пианино в механическое.
Пикколо (ит. piccolo — маленький) — наименьший по размерам и наиболее высокий по звучанию музыкальный инструмент. Относится к разным семействам: флейта-пикколо, домра-пикколо, и т. д.
Пинкильо — южноамериканская индейская поперечная флейта с 5—6-ю отверстиями; диапазон около двух октав, звучание приятное, характерного «пасторального тембра».
Пипа — китайский четырехструнный щипковый инструмент типа лютни. Звукоряд хроматический, применяется как сольный, ансамблевый, оркестровый, а также аккомпанирующий инструмент.
Пистон (от ит. pistone — поршень) — 1. Вентиль цилиндрической формы у медных духовых инструментов. 2. Сокращенное название корнет-а-пистона.
Пифагоров строй — математическое выражение высотных соотношений ступеней музыкальной системы, сформулированное по методу пифагорейцев, и характеризующее частоту колебаний через длины части натянутой струны (2/3 — чистая квинта, половина — октава от основного тона и т. д.).
Пифферо — 1. Род малой поперечной или продольной флейты, предшественницы флейты пикколо с тремя игровыми отверстиями. Исполнитель на пифферо назывался пиффераро. 2. В XVI—XVIII вв. — название духовых, чаще деревянных, инструментов.
Пиццикато (от ит. pizzicato — щипком) — прием игры на струнных смычковых инструментах. Звук извлекается не смычком, а щипком струны пальцем правой руки (как на гитаре, арфе и др.). Обозначается pizz.
Пищаль — древнерусское название высоких по звучанию духовых инструментов — сопели, свирели, зурны и др.
Пищик — камышовая пластинка-трость у зурны, гобоя, фагота и др. духовых язычковых инструментов.
Плагальный каданс, каденция (от гр. plagios — косвенный и ит. cadenza— окончание) — завершение музыкального построения при помощи аккордов субдоминантовой и тонической функций.
Плектр (гp. plektron, от plesso — ударяю) (см. Медиатор).
Побочная партия — второй раздел экспозиции (или репризы) сонатной формы, излагающий вторую основную музыкальную тему. Пишется в побочной тональности (в репризе — в главной). Обычно контрастирует с главной партией по характеру, бывая более объемной, чем главная партия, и заканчивается ясным и сильным кадансом. Часто побочная партия содержит несколько тем.
Побочная тема — 1. См. Побочная партия. 2. Тема побочной партии.
Побочная тональность — тональность, в которую совершается отклонение из главной тональности.
Побочные доминанты — аккорды доминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. Введение побочной доминанты — обычный способ образования отклонения.
Побочные субдоминанты — аккорды субдоминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. Введение побочных субдоминантов — способ образования отклонения.
Побочные трезвучия — трезвучия, построенные на побочных ступенях мажора и минора.
Побочные ступени — II, III, VI, VII ступени в мажоре и миноре.
Побочный тон — звук, не входящий в терцовую структуру аккорда, прибавленный к ней (см. Неаккордовые звуки, Неаккордовые тоны),
Подбородник — специальное приспособление у скрипки и альта, помогающее поддерживать инструмент подбородком во время игры на нем.
Подвижной контрапункт — полифоническое соединение голосов путем их перемещения; например, обращения верхнего голоса в нижний и наоборот (вертикально-подвижной контрапункт) или более раннего (позднего) вступления голосов при повторном проведении тем (горизонтально-подвижной контрапункт), а также сочетания этих видов контрапунктов (вдвойне-подвижной контрапункт).
Подголосок — 1. Варианты-отклонения от основной мелодической линии (голоса) в русской народной песне. 2 Побочные верхние голоса, противостоящие главной мелодии нижнего голоса. 3. Побочные выдержанные звуки в каком-либо голосе, противостоящие другим голосам. Подголоски, используемые в импровизации народными певцами, создают полифоническую фактуру народного хора.
Подгрифок — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая для прикрепления нижних концов струн (см. Струнодержатель).
Подобеден — прием византийской композиции, состоящей в сочинении мелодии к первой из изометрических строф. На эту мелодию исполнялись и остальные строфы. В русской церковной практике «на подобеден» тексты исполнялись свои, русские модели напевов.
Подставка — 1. Деталь струнных музыкальных инструментов, ограничивающая снизу длину звучащей части струн и передающая ее колебания на верхнюю деку. Имеет вид вертикальной деревянной пластинки. 2. У многострунных музыкальных инструментов (фортепиано, цимбалы) — деревянная планка, прижатая к резонатору натянутыми струнами
Подтекстовка — написание текста к готовой мелодии.
Позитив (от лат. positvus — поставленный)—небольшой орган без самостоятельной педальной клавиатуры с одним мануалом, 2—7-ю регистрами, на котором можно исполнять полифоническую музыку. Позитив применялся в домашнем музицировании, в театрах и церквах как переносной сольный и ансамблевый инструмент.
Позиция (от лат. positio — положение) — 1. Положение рук во время игры на музыкальных инструментах. 2 Положение левой руки во время игры на струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели, домре и т. д.). позволяющее исполнить заданную последовательность звуков без смещения руки 3 Термин из вокальной педагогики, обозначающий субъективное отражение в ощущениях качества звучания голоса (высокая позиция, низкая позиция).
Полётность — способность певческого голоса распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне оркестра или хора. Полётность голоса не зависит от его силы и обусловливается присутствием в звуковом спектре высоких обертонов, в частности, хорошо выраженной высокой певческой форматы (см).
Полиаккорд (от гр. polys — многий, обширный и аккорд) — аккорд комплексной, многозвучной структуры, расслаивающийся на относительно самостоятельные части или складывающийся из нескольких частей-аккордов. Части полиаккорда называются субаккордами, выразительные свойства полиаккорда связаны с восприятием нескольких неидентичных аккордов в одновременности, порождающей их новое качество.
Полигармония (от гр. polys — многий, обширный и гармония) — звуковысотная структура, объединяющая в одновременности комплексы аккордов, созвучий, их групп. Общее название частей полигармонии — субструктуры. Выразительные возможности полигармонии зависят от комплекса субструктур и их взаимодействия.
Полиладовость (от гр. polys — многий и лад) — сложный лад, объединяющий элементы разных ладов при одной тонике. Полиладовость создает специфический многокрасочный эффект.
Полиметрия (от гр. poly — многий и metron — мера, размер) — соединение двух или трех метров одновременно. Для полиметрии характерно несовпадение метрических акцентов в разных голосах. Наиболее яркое выражение полиметрии — сочетание различных метров на протяжении всего сочинения или его раздела (напр., сцена бала из оперы «Дон Жуана» В. Моцарта).
Полимодальность (от гр. poly — многий и лат. modus — лад) — термин О. Мессиана, вид полиладовости, при котором в одновременности сочетаются лады ограниченной транспозиции (см. Симметричные лады).
Полиритмия (от гр. poly — многий и ритм) — сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков, не совпадающих друг с другом, необходимое условие полифонии.
Полисерийность (от гр. poly — многий и серия) — метод сочинения с помощью двух или нескольких серий одного параметра (обычно высотного). См. Серийная техника.
Полистилистика (от гр. poly — многий и стиль) — намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилистическая разнородность (см. Коллаж).
Политематизм (от гр. poly — многий и тема) — построение музыкального произведения на двух или нескольких сопоставляемых или противопоставляемых в процессе развития темах. Политематизм используется в сонатной и др. формах.
Политональность (от гр. poly — многий и тональность) — 1. Особый вид ладотонального изложения, сложный синтез звуковысотных отношений, дающий новое ладовое качество (опирающееся на единый центр) — политонику, которая является множественной, полигармонически расслоенной на части (субтоники), используемой по типу диатонических тональностей. 2. Одновременное объединение нескольких тональностей в музыке многоголосного склада. Полифонические вариации — музыкальная форма, основанная на многократном проведении темы с изменениями контрапунктического характера. К полифоническим вариациям относятся: мотет XIII в., пассакалья, чакона, фугетта, кводлибет и т. д. В современной музыке полифонические вариации широко применяются в творчестве Б. Бартока, В. Лютославского, И. Стравинского, В. Тормиса, М. Регера, Р. Щедрина, Д. Шостаковича и др.
Полифония (от гр. poly и звук) — вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония — одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкального образования.
Полифункциональность (от гр. poly и функция) — сочетание различных функций в одном созвучии (чаще всего противоречие между нижними и верхними голосами гармонии). Полифункциональность встречается при органных пунктах (напр., в ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, в финале 9-й симфонии Л. Бетховена и др.).
Полихронность (от гр. poly — многий и chronos — время) — сочетание голосов с различными единицами измерения времени.
Полный каданс — завершение гармонического движения последовательностью D — Т или S — Т. Термин полный каданс означает полноту разрешения, а не использование в нем всех тональных функций.
Поло — 1. Испанский танец в трехдольном размере, с упругим ритмом, подчеркиваемом кастаньетами, хлопками и притопыванием. 2. Андалузская народная песня. Мелодия поло использована Ж. Бизе в антракте к 4-му действию оперы «Кармен».
Половинная нота — нота, по длительности вдвое короче целой. Обозначается овалом со штилем (см. Приложение III).
Половинная пауза — пауза, по длительности равная половинной ноте (см. Приложение IV).
Половинный каданс, полукаданс — завершение гармонического движения на доминантовом или субдоминантовом аккорде.
Полонез (фр. polonaise — польский) — старинный бальный польский танец-шествие торжественного характера. Размер 3/4. К лучшим образцам относятся полонез Ф. Шопена, М. Глинки, К. Вебера, М. Мусоргского, А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С. Монюшко и др.
Полска — шведский народный танец польского происхождения, в трех или двухдольном метре, по ритму близкий мазурке.
Полутон — минимальное расстояние между двумя звуками, принятое в современной музыкальной системе: интервал, служащий мерой для определения величины всех остальных интервалов; одна двенадцатая часть октавы.
Полька (чешск, pulca — половина, половинка) — 1. Чешский народный танец, исполняемый в быстром темпе. Размер 2/4. 2. Бальный танец, который произошел от народного (1). Образцы польки — в творчестве А. Дворжака, Б. Сметаны, А. Рубинштейна, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.
Пометы — буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев).
Попевка — мелодический оборот, интонация. Возник в практике древнерусского певческого искусства и обозначал характерный мелодический оборот, принадлежащий определенным гласам. Попевка как один из основных компонентов сохранилась в народном музыкальном быту.
Поп-музыка (англ. popmusic, сокращение от popularmusic — общедоступная, популярная музыка) — понятие, охватывающее разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования.
Попурри (фр. pot-pourri, основное значение: смесь, блюдо из мяса и зелени) — музыкальное произведение, составленное из различных отрывков (напр., попурри из песен советских композиторов).
Порожек — деталь смычковых или щипковых музыкальных инструментов, расположенная вверху возле грифа. Порожек предназначен для поднятия струн над грифом.
Портаменто (ит. portamento — поступь, перенос) — способ исполнения мелодии на смычковых инструментах при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного звука к другому.
Портатив — (от лат. porto — переношу) — малый переносный орган с одним мануалом и 24 клавишами. На портативе нельзя исполнять полифоническую музыку (в отличие от позитива).
Портато (от ит. portare — утверждать) — способ исполнения, средний между легато и стаккато, выразительное подчеркивание звуков. Обозначается черточками и лигой над (или под) нотами.
Постановка —1. Творческий процесс создания спектакля, кинофильма и т. д. 2. Положение корпуса, рук и пальцев во время игры на музыкальных инструментах (скрипке, виолончели, духовых), а также способ держания инструмента.
Постановка голоса —1. Приспособление и развитие голоса для профессионального использования лицами, по роду занятий выступающими перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучностью, повышенной громкостью, широтой звуковысотного и динамического диапазона, богатством тембровых красок, чёткостью произношения, малой утомляемостью. С акустико-физиологической точки зрения постановка голоса — это способность, при минимальных затратах мышечной энергии, создавать такие условия работы голосового аппарата, которые позволяют достигнуть максимальных акустических результатов В комплекс этих условий входит подбор оптимальной величины импеданса, координация работы всех компонентов голосового аппарата, освоение всех ощущений (вибрационных, мышечных, резонаторных, барорецепции и т. д.) вокально-телесной схемы, освоение и закрепление определенного вида вокальной техники. 2. Система индивидуальных занятий, обеспечивающих формирование способности сознательно управлять процессом фонации в соответствии с вокально-техническими и художественными задачами, связанными с исполнением конкретного произведения. 3. Название учебного предмета в музыкально-педагогических и музыкальных учебных заведениях.
Постлюдия (от лат. post — после и ludo — играю) — дополнительный раздел музыкального произведения, обычно — инструментальное заключение после пения.
Построение — разделы, составляющие музыкальную форму и структурно не связанные между собой.
Походный марш — разновидность военного строевого марша, исполняется при передвижении войск походным шагом (110—120 шагов в минуту).
Похоронный марш, траурный марш — торжественно-скорбное музыкальное произведение двух- или четырехдольного размера в равномерно четком ритме.
Поэма (гр. poiema — дело, произведение) — 1. Небольшая лирическая пьеса свободного построения для музыкального инструмента (напр., поэма для фортепиано А. Скрябина). 2. Большое симфоническое произведение для оркестра (или соло с оркестром) с программным содержанием. 3. Вокальное или вокально-симфоническое произведение (напр., «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Праздники — древнерусская певческая книга, частично дублировавшая Стихирарь и Ирмологий. Впервые праздники изданы в 1772 г.
Предложение — музыкальное построение, входящее в состав периода и заканчивающееся кадансом.
Предъём — появление отдельного аккордового звука раньше аккорда. Предъём появляется на слабой доле такта, диссонируя с предыдущим аккордом. Предъём обычно одноголосный, но может встречаться также двойной или тройной предъём.
Прелюд, прелюдия (от лат. praeludo — делаю вступление) — 1. Небольшое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импровизационный характер. 2. Самостоятельная пьеса свободного склада с фигурационной разработкой, предшествующая другой пьесе (напр., прелюдия и фуга). 3. Небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Примеры прелюдии — у И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Дебюсси, С. Франка, С. Рахманинова, А. Скрябина, Д. Шостаковича и др.
Премии музыкальные — награды, присуждаемые деятелям музыкального искусства за выдающиеся работы или творческие достижения. Чаще всего премии носят имена выдающихся деятелей музыкальной культуры: В. Моцарта, Р. Вагнера, Л. Бетховена, Г. Караяна, Т. Гобби, П. Чайковского и др.
Премьера (фр. premiere — первое исполнение любого произведения) оперы, оперетты, балета, симфонии и т. д., первое представление нового спектакля или концертной программы.
Престиссимо (ит. prestissimo — превосходная степень от быстро) — обозначение очень быстрого темпа.
Престо (ит. presto — быстро) — быстрый темп (по шкале И. Мельцеля 184—200).
Признаки — обозначение высоты звуков в знаменной нотации, заменившее пометы (см.).
Прикрытие звука — защитный механизм голосовых связок, автоматически включающийся в процессе фонации при переходе от нижнего (грудного) к верхнему (головному) регистру у певческих голосов. Главным механизмом прикрытия является увеличение импеданса.
Прима (лат. prima — первая) — 1. Интервал, образованный звуками одной и той же ступени. Обозначается цифрой 1. Чистая прима — интервал не имеющий тонового значения (0 тонов); увеличенная прима (напр., до — до диез) равна полутону. 2. Первая ступень от заданной. 3. То же, что основной тон аккорда (см.). 4. Название разновидности инструментов некоторых семейств (домра-прима). 5. В театре — исполнительница первый ролей (партий).
Примадонна (ит. primadonna — первая дама) — певица, исполняющая первые партии. Мужчина — исполнитель первых партий — в Италии называется primohuomo (первый мужчина).
Принципал (от лат. principalis — первый, важнейший) — главный регистр органа. Трубы принципала располагаются с лицевой стороны органа.
Припев — часть мелодии, повторяющаяся без изменений после каждого куплета в произведениях куплетной формы.
Причитания — вид народного творчества, входящий в фольклор многих славянских народов. Причитания исполнялись в связи с предстоящей разлукой (во время свадьбы, проводов в армию, по случаю болезни и т. д.), но главным образом во время похоронного и поминального обряда.
Проведение — 1. Часть фуги, в которой тема проходит полностью в каком-либо из голосов. 2. Раздел фуги, содержащий вступлений темы и ответ во всех голосах. 3. В музыке полифонического склада изложение темы или мотива в каком-либо голосе или голосах (напр., проведение темы в нижнем голосе). 4. Изложение темы в развитых гомофонных формах (напр., проведение темы побочной партии в разработке сонатной формы).
Программа (гр. programme — объявление) — 1. Последовательность номеров концерта, эстрадного представления, радио- или телевизионной передачи. 2. Литературное изложение содержания исполняемого произведения. 3. Сюжет программного музыкального произведения. 4. Сжатое изложение учебной дисциплины; официальный документ, в котором определены перечень и последовательность вопросов, подлежащих изучению. Программа определяет временной объем курса, конкретизирует содержательную сторону учебного плана.
Программная музыка — инструментальная музыка, написанная на определенный сюжет. Этот сюжет может быть изложен в специальной программе («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза) и отражен в названии произведения («Франческа да Римини» П. Чайковского). Существуют два основных вида программности — картинная, отражающая один, не претерпевающий изменений образ (природа, празднество, битва и т. д.) и сюжетная, выражающая сюжетное развитие образа.
Пролог (гр. prologos — вступление) — вступительная сцена спектакля (оперного, балетного, драматического), в которой излагается событие, предшествующее действию в спектакле (напр., в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, балете «Спящая красавица» П. Чайковского) или содержится обращение «от автора» (пролог к опере «Паяцы» Р. Леонкавалло).
Пропоста (ит. proposta — предложение) — ведущий первый голос в имитационно-полифонических произведений, который излагает тему (см Вождь)
Просодия (от гр. prosodia — ударение, акцент) — учение об акцентах и долготе слогов в античной грамматике. Под акцентом понималось связанное с «речевой мелодией» выделение слога. Для обозначения мелодических акцентов и долготы слогов в IX в. были введены специальные знаки. В XX в термин применяется редко
Простая фуга — фуга на одну тему, написанная в простом контрапункте.
Простой контрапункт — полифоническое соединение нескольких голосов, не допускающее их вертикального или горизонтального перемещения
Пространственная музыка — музыка, в которой используются пространственно-звуковые эффекты: эхо, особое расположение исполнителей и т. д.
Простые интервалы — интервалы, по объему не превышающие октавы. К простым интервалам относятся: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (кроме увеличенной).
Простые такты — такты, в состав которых входит только одна сильная доля.
Протестантский хорал — духовное песнопение на немецком языке, установленное деятелями Реформации в XVI в. как противопоставление григорианскому хоралу.
Противодвижение — в полифонической музыке повторение темы или мотива с противоположным направлением интервалов (см. Обращение темы).
Противоположное голосоведение — одновременное движение двух голосов в разных направлениях.
Противосложение — 1. Контрапункт к первому ответу в фуге и других имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же голосе. 2. В более широком смысле — контрапункт ко всякому проведению темы в имитационной форме. 3. Голос, противопоставляемый другому голосу, главенствующему мелодически.
Проходящий звук — неаккордовый звук, появляющийся между двумя аккордовыми звуками при поступенном движении вверх или вниз.
Прямое голосоведение — одновременное движение голосов в одном направлении.
Пружина — деталь смычковых и некоторых щипковых инструментов, применяемая для усиления сопротивления деки и равномерного распределения по ней звуковых колебаний.
Псалмы (гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инструмента) — библейские песни и молитвы, сочинение которых приписывается царю Давиду. Лучшие псалмы распространялись в народном обиходе. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии. Ритмика псалмов определялась грамматическими и логическими акцентами в тексте. На тексты псалмов Д. Бортнянский, Ж. Депре, К. Гудимель, М. Гомулка создавали произведения светского характера. В XIX в. музыку на тексты псалмов писали Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, Ф. Лист, в XX в.— М. Регер, И. Стравинский, А. Шенберг и др.
Псалтериум (от гр. psallo — бряцаю по струнам) — многострунный щипковый инструмент с плоским корпусом. Звук извлекался с помощью плектра или пальцев, К XIV в. возникла струнно-ударная разновидность псалтериума, похожая на цимбалы.
Псальма (от гр. psalmos — песня в сопровождении струнного инструмента) — род бытовой многоголосной песни духовного содержания, распространенный на Украине, в России и Белоруссии XVII — XVIII вв. и предназначавшейся для домашнего пения. Характер музыки и поэтического содержания этих песен разнообразен — восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т. д.
Психология музыкальная — см. Музыкальная психология.
Пуантилизм (от фр. point — точка) — особый метод композиции, при котором отдельный тон или интервал принимает на себя роль мотива, темы, музыкальной фразы. Изолированно звучащий тон определенной высоты в звуковом пространстве должен стать носителем музыкального выражения, идеи. Пуантилизм воспринимается как звуковое движение в статичной форме и является шагом к пространственной музыке, стереофонии и пластовой композиции. Основоположником пуантилизма. является А. Веберн.
Пульт (нем. Pult, от лат. pulpitum — помост, трибуна) — подставка для нот. То же, что и Пюпитр.
Пунктирный ритм — ритм, основанный на чередовании удлиненной сильной и укороченной слабой доли. Пунктирный ритм используется в маршах, военных песнях и других произведениях активного, патетического, героического, торжественного характера.
Путевой распев — разновидность знаменного распева XVI—XVII вв., отличавшаяся торжественным, медлительным характером.
Путь — основной голос (мелодия) старорусского церковного многоголосия. Певчие, исполнявшие путь, назывались путниками.
Пьеса (фр. piece — кусок, часть) — 1. Небольшое сольное или ансамблевое произведение. 2. Драматическое произведение, предназначенное для сценического воплощения.
Пюпитр — см. Пульт.
Пятая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки пятой октавы обозначаются: 1) в скрипичном ключе — как ноты четвертой октавы с добавлением цифры 8 и пунктира над ними; 2) латинскими строчными буквами с цифрой 5 справа вверху (с5, d5, e5, f 5, g5, a5, h5); 3) слоговыми названиями со строчной буквы и цифрой 5 справа вверху (до5, ре5, ми5, фа5, соль5, ля5, си5).
Пятидольный такт — такт, в состав которого входит пять долей (размер 5/8 или 5/4). |